← ЭДО, ИТ в логистике

01.01.2018: надо ли менять ЕСТР тахограф?

Данная статья - для внутрироссийских перевозчиков с европейскими тахографами. В последнее время растет число обращений с вопросом, нужно ли менять к 1 января 2018 года цифровые тахографы ЕСТР на тахографы с СКЗИ. Ситуацию комментирует аккредитованный эксперт в области соответствия колесных транспортных средств (Приказ Росаккредитации № 8293 от 27 июля 2016 года) Яшин Валентин Сергеевич.

- Не будем углубляться в международные требования, противоречия им различных приказов, а просто рассмотрим требования, на основании которых с нового года владелец ЕСТР тахографа может получить штраф за то, что у него неправильное контрольное устройство (еще раз, не обсуждаем сейчас легитимность данного штрафа).
Рассмотрим Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами".
А именно раздел 3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится:
Именно далее есть требование по замене цифровых ЕСТР тахографов к 01.01.2018 на тахографы с СКЗИ, но тут главное, на что стоит обратить внимание, что есть исключения, а именно:
Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
К оснащаемым тахографами транспортным средствам относятся выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации независимо от места их изготовления транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3 за исключением:
транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров:
Вот и получается картина, что если оформить на автомобиль карточку международного перевозчика, то можно просто поддерживать в рабочем состоянии ЕСТР тахограф, полностью отвечая требованиям приказов Минтранса. Есть большие заблуждения, что для оформления карточки необходимо быть членом АСМАП, необходимо обязательно выезжать за границу, что это всё равно не соответствие требованию приказа и так далее. Ни одно из этих мнений не основано на каких-нибудь нормативных правовых документах. В доказательство могу привести личный опыт, последний год мы помогали с оформлением карточек допуска владельцам аналоговых тахографов (которые тот же приказ требовал поменять на цифровые с СКЗИ). Ни один автомобиль не выезжал за границу, никто не платил АСМАП, никого не проверяли внепланово, так как международных перевозок нет, есть только допуск к осуществлению таких перевозок, а, главное, никто не получил штраф за нарушение 36 и 273 приказов, ввиду полного их выполнения. Сейчас эти владельцы без проблем продлевают карточки допуска на 2 года.
Оформить такие документы перевозчик может и сам, имея в штате обученного сотрудника, а может воспользоваться уже сложившейся, простой услугой мастерских, экономящих деньги перевозчиков. В последнем варианте юридическое лицо перевозчика нигде не участвует,всё полностью оформляется на мастерскую.
Итак, имеем четыре варианта:
1. Ничего не менять, ничего не оформлять, на линии доказывать верховенство международных требований - бесплатно.
2. Ничего не менять, оформить карту допуска самим и поддерживать её в актуальном состоянии, на линии не иметь проблем с вопросами про неправильный тахограф - обучение специалиста, трудозатраты на оформление (цену точную не назову, в зависимости от регионов стоимость обучения разная, плюс есть не малая вероятность, что в штате такой сотрудник есть уже).
3. Ничего не менять, оформить карту допуска через услуги мастерских - от 6 000 до 9 000 рублей, в зависимости от региона и сроков действия карт допуска от 1 года до 5 лет (например здесь)
4. Ничего не оформлять, менять тахограф - от 35 000 до 40 000 рублей едино разово и каждые 3 года по 25 000 за замену блока СКЗИ
Последнюю легенду, которую мне довелось слышать, что сейчас что-то придумали, внесут изменения в нормативные документы, и карточка допуска уйдет как вариант экономии содержания автопарка. К разочарованию авторов этих легенд констатирую два простых факта:
1. Карточка допуска косуществлению международных перевозок на автомобиль, - это как заграничный паспорт на человека
2. Запретить это можно только одним способом - выйти из международного соглашения ЕСТР, что равнозначно закрытию границы для международных перевозок грузов и пассажиров:
Яшин Валентин Сергеевич
Аккредитованный эксперт в области соответствия колесных транспортных средств
Приказ Росаккредитации № 8293 от 27 июля 2016 года