Росавтодор устами замруководителя ведомства Дмитрия Прончатова выступило против введения в 2018 году скидок по тарифам в системе "Платон" в зависимости от пробега автомобиля. Напомним, неделей ранее на Восточном экономическом форуме о скидках заговорил министр транспорта России Максим Соколов. Фактически ведомство, находящееся в ведении Минтранса, комментируя его предложение, напомнило о правиле ретейла: скидки и акции не суммируются. "Реальное время" расспросило экспертов о вероятном развитии событий вокруг системы взимания платы с грузовиков.
Скидок не будет
- В Минтранс ушла позиция Росавтодора, в которой отмечено, что введение скидок в период действия льготного тарифа нецелесообразно, так как это противоречит принципам системы. В связи с этим к вопросу введения скидочной программы необходимо вернуться тогда, когда будет анализироваться возможность возврата к изначальному тарифу. А на данный момент для перевозчиков уже действует льгота в виде заниженного тарифа, - сказал журналистам Прончатов, оговорившись при этом, что окончательное решение будет принято федеральными Минтрансом и правительством. Впрочем, Соколов тоже не имел в виду какое-то однозначное послабление: он говорил о том, что тариф в системе "Платон", напротив, может быть проиндексирован на величину инфляции в 2018 году, и уже с учетом индексации его ведомство подготовит предложения по возможным скидкам для перевозчиков с наибольшим пробегом. Пока же, в период действия льготного тарифа, об этих скидках, по его словам, говорить преждевременно. Об этом же говорится в ответе Росавтодора на запрос "Реального времени".
- В настоящее время по просьбам грузоперевозчиков для всех зарегистрированных в системе "Платон" владельцев большегрузов уже установлен льготный тариф в размере 1,90 руб./км (при изначальном тарифе 3,73 руб./км). Данная льгота предоставляется всем пользователям без исключения. Ведение в дополнение к ней новых скидок может нивелировать эффектность (так в тексте, - прим. ред.) работы системы, через которую в дорожный фонд страны перевозчики перечисляют компенсацию в счет нанесенного ими вреда дорожному покрытию. Напомним, что за счет неналоговых поступлений от системы "Платон" уже удалось профинансировать ремонт более 1 тыс. километров в 40 городах и регионах страны, а также ремонт и строительство 30 особо важных мостов и путепроводов в 19 субъектах РФ, - сообщила пресс-служба ведомства.
Все решения отложат на "после выборов"
Депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев, с которым связалось "Реальное время", готов, однако, поспорить с мнением Росавтодора об "эффективности работы системы".
- Если посмотреть цифры итоговых сборов и просуммировать, сколько уходит концессионеру, сколько выпадающих доходов у регионов - ведь плательщики "Платона" не платят транспортный налог, и регионы теряют соответствующие доходы, то получится, что пользу из этой системы извлекает только концессионер.
Прокофьев напомнил также, что инициатором введения скидок для дальнобойщиков с большим пробегом по федеральным трассам является не Минтранс, а председатель правительства РФ. Кроме того, он выразил уверенность, что
никаких резких телодвижений в этой сфере до президентских выборов допущено не будет. А вот после них "будет борьба":
- Примером здесь служит другая инициатива, связанная с введением платного въезда в города, которую хотели принять этим летом, но перенесли, скорее всего, на срок после президентских выборов. Думаю, что и здесь мы пока никаких решений не увидим, - предположил депутат. - А вот потом будет борьба. И борьба не правительства, Минтранса и Росавтодора между собой, а борьба твердости позиций правительства и транспортников. Если последние проявят слабость, то тариф будет просто поднят, и уже потом им будут сулить некие скидки.
Татарстанские дальнобойщики, по словам Прокофьева, ему уже звонили, но детальное обсуждение ситуации произойдет в ближайшие дни на его встрече с членами ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры "Поволжье".
Действие "Платона" распространят на легковые авто?
Межрегиональный координатор Объединения перевозчиков России Александр Черевко в разговоре с корреспондентом "Реальному времени" дал свою оценку заявления замруководителя Росавтодора:
- Они сами себе не верят и не знают, кто что должен говорить. Они хотя бы договорились. Система "Платон" ведет к тому, что деньги идут в частный карман. Они никем не проверены - куда они идут и в каком количестве, - отметил координатор.
Опроверг Черевко и распространенное мнение о том, что премьер-министр России Дмитрий Медведев в марте встречался с дальнобойщиками (после чего и поручил проработать вопрос предоставления скидок в системе "Платон"):
- Это не дальнобойщики. Один блогер, другой вообще никакого отношения к перевозкам не имеет. Он руководитель организации "Грузавтотранс", никогда не занимался грузоперевозками. Так что с нами никакого диалога не велось, - заявил координатор.
В отличие от Прокофьева,
Черевко считает, что тариф по "Платону" может быть поднят уже к концу года.
Он также выразил опасение, что действие системы будет перенесено и на легковые автомобили:
- К концу года они намерены поднять тариф, если не ошибаюсь, до 3,63 рубля, - говорит координатор ОПР. - Также они планировали в 2018 или 2019 году внедрить эту систему и для легковых машин. Придумают, как это сделать. Раньше с экранов телевизоров говорили, что дальнобойщики не платят абсолютно ничего, а легковые платят. Но как это мы не платили ни за что? Мы платили и платим транспортный налог. Для грузовиков он составляет в среднем 25 тыс. рублей. Бывает, и до 40 тыс. рублей. А у легкового автомобиля транспортный налог 2,5 тыс. рублей, - рассказал Черевко.
Напомним, что протесты против введения платы за проезд по федеральным трассам начались в ноябре 2015 года сразу после внедрения системы "Платон". Весной этого года протесты дальнобойщиков были спровоцированы повышением тарифов "Платона". Казанские дальнобойщики присоединились к всероссийской акции протеста, устроив пикет на трассе М-7. Затем последовал и митинг в Дербышках. Фото: realnoevremya.ru