← Таможня и ВЭД

Не дает добро. Челябинский бизнес уходит в другие регионы из-за проблем с таможней

Челябинский бизнес жалуется на огромные сложности во взаимоотношениях с местной таможней - о них заявляют две трети предпринимателей. Больше всего, как обычно, страдают малые предприятия, но есть проблемы и у серьезных игроков.

Так, представитель крупного производственного предприятия рассказал, что его компания попала на штраф при ввозе продукции из Китая из-за скидки, которую дал поставщик.
"Мы регулярно получаем импортные комплектующие, - сообщил бизнесмен, - но всегда ищем, что подешевле. В последний раз решили сменить поставщика из Китая на немецкую фирму, которая предложила лучшую цену. Тогда китайцы сделали еще более выгодное предложение, и мы остались с ними. Но на таможне возникли проблемы. Первая партия стоила под 20 миллионов, вторая уже шла со скидкой. Нас обвинили в том, что мы в документах занизили стоимость товара, чтобы сэкономить на пошлине, а разницу заплатили китайцам наличкой. О том, что это рынок, что есть долгие отношения с партнерами и большие объемы поставок, что за это дают скидки, - слушать никто не хочет. Нам выставили штраф в 50 тысяч рублей. По сравнению со стоимостью партии в 20 миллионов - это смешная сумма. Но это дело принципа, мы будем судиться".
Проблемы с таможней всплывают всякий раз, когда на деловых мероприятиях и круглых столах представители бизнеса начинают говорить "за жизнь".
В прошлом году Южно-уральская торгово-промышленная палата проводила опрос коммерсантов, которые участвуют во внешнеторговой деятельности. По данным опроса, только треть бизнесменов сказали, что не имеют никаких вопросов к этому ведомству. Все остальные рассказали о тех или иных проблемах. Почти четверть опрошенных пожаловалась на корректировку стоимости товара, которую проводит таможня. Из этой суммы рассчитывается пошлина, которую должен заплатить бизнесмен. Кроме того, в топе жалоб на таможню - длительность процедур оформления, которые увеличивают простой и издержки, а также сложность в получении консультаций. Об этих проблемах говорил примерно каждый пятый опрошенный бизнесмен.
13,04% подвергаются регулярному досмотру партии товара по внешнеэкономическим сделкам и отмечают затягивание сроков, - говорится в пояснительной записке к опросу. - 10,87% в качестве сложности указывают разделение комплексного товара на несколько кодов, что также ведет к затягиванию процедуры и увеличению пошлины. Подтверждение страны происхождения вызывает сложности у 8,7% опрошенных предприятий. Столько же предприятий жалуются некомпетентность таможенных брокеров, допущение ими ошибок при оформлении документов и долгую процедуру подтверждения факта экспорта товара".
Жесткость таможни к иным компаниям доходит до крайних форм в виде уголовных дел.
Так, один из опрошенных бизнесменов, который занимается оптовыми поставками товаров из Юго-Восточной Азии, рассказал, что в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица") при этом арбитражный суд отменил решение таможни о доначислении пошлины.
"У нас несколько десятков выигранных дел против таможни по доначислению пошлин, - сообщил бизнесмен. - Разница между суммами, которые декларировали мы, и тем, что требовала таможня, в миллионы рублей. Для компании это существенно. При этом у нас почти 100 процентов выигранных дел этой категории. Так как процессов много, мы стали взыскивать с таможни судебные расходы, с каждого иска это 25-30 тысяч рублей. Но в целом уже они нам выплатили порядка 300 тысяч рублей. После этого в отношении директора было возбуждено уголовное дело, хотя по этим суммам идет спор в арбитраже и еще не доказано, должны были мы эти деньги платить или нет".
Один из опрошенных экспертов рассказал Znak.com о том, что
ряд бизнесменов в Челябинской области предпочитают регистрировать товары в Москве или Екатеринбурге, чтобы не иметь дел именно с Челябинской таможней.
"Есть пример, когда компания создала дочку в Казахстане и растаможивает товары там, а потом везет сюда уже в рамках таможенного союза, - говорит эксперт. - В итоге пошлины получает Казахстан, а мы ничего. Наверняка, у таможни есть какой-то план, но, если закручивать гайки, его не выполнишь. Компании будут уходить в другие таможенные органы, а платежи падать".
Заместитель начальника Челябинской таможни Станислав Васев подтвердил, что контрольное задание таможенным органам по собираемости платежей в федеральный бюджет устанавливается заранее. За последние годы плановые значения неизменно выполнялись. Так, за 9 месяцев 2017 года таможней перечислено в бюджет почти 11 млрд рублей, что составило 117% от установленного задания. Профицит - 1,6 млрд рублей. Отмечается, что 11 млрд рублей таможня собрала за весь 2016 год. По сравнению с январем-сентябрем прошлого года товарооборот увеличился на 45%, физический объем грузов - на 47%, количество оформленных деклараций на товары - на 40%.  Оборот достиг 3,6 млрд долларов США. Объем экспорта вырос на 37% и составил 2,8 млрд долларов. Импортные поставки увеличились на 84%.
vasev_15_10_17.jpg
"Активность внешнеэкономической деятельности выросла, - говорит Станислав Васев. - В регионе работает более 1000 компаний, которые занимаются такой деятельностью. Если говорить о сложившейся судебной практике по вопросам контроля таможенной стоимости и ее динамике, то в 2016 году с исками к таможне обратилось 4 десятка участников ВЭД, но уже в этом году их количество снизилось втрое. Естественно, бизнес считает свои деньги, борется за каждую копейку, это нормальный процесс. Но есть нормативная база, есть правила, по которым нужнозаявлять таможенную стоимость и ее контролировать.
Говорить о тотальном оспаривании наших решений нельзя: так, из более полутора тысяч решений о корректировке таможенной стоимости в 2016 году в судах оспаривалось порядка ста, в текущем году процент оспариваемых решений еще меньше".
По словам Станислава Васева, у бизнеса есть возможности в досудебном порядке оспорить решения таможенного органа, например, обратиться в Челябинскую таможню или Уральское таможенное управление.
"Институт ведомственного обжалования в области таможенного дела является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений, - продолжает Станислав Васев. - Если вернуться к решениям о корректировках таможенной стоимости, то в порядке ведомственного контроля Челябинской таможней отменено около двух сотен таких решений, принятых таможенными постами в 2016 году".
"Нельзя говорить, что платежи, доначисляемые по корректировкам таможенной стоимости товаров, оказывают значительное влияние на выполнение установленного контрольного задания, - продолжает замначальника таможни. - Судите сами: в 2017 году доначислено по корректировкам таможенной стоимости около 90 млн руб., что в общем объеме платежей - 11 миллиардов - составляет менее 1%! Отдельного плана по дополнительным доначислениям, как думают некоторые участники ВЭД, у таможни нет. Но здесь важным моментом является то, что помимо фискальной функции мы исполняем функции содействия развитию внешней торговли, защиты интересов отечественных товаропроизводителей, что невозможно, в том числе, без соблюдения принципов добросовестной конкуренции. Если один коммерсант завозит товар по одному рублю, то как другой может завозить то же самое по 50 копеек? Условия должны быть равными для всех".
"У крупного бизнеса проблем с таможней нет", - считает председатель челябинской "Деловой России" Константин Захаров.
Крупные предприятия поставляют товары, понятные таможне, поэтому, как правило, вопросов не возникает. Чем меньше бизнес, тем больше проблем.
"Здесь действительно есть недовольство, связанное с тем, что таможня скрупулёзно проверяет каждую партию. Тут возникают жалобы на то, что разворошили коробки или разбили лампочки, которые коммерсант поставлял в Россию, - продолжает Константин Захаров. - Отчасти такое внимание таможни связано с тем, что некоторые коммерсанты пытаются снизить таможенные платежи и указывают неверные классификационные коды товаров. Из-за этого ко всем бизнесменам пристальное внимание. Но я не считаю, что таможня кого-то кошмарит. Это рабочая ситуация, должен быть инструмент решения подобных вопросов. Должен быть общественный совет при таможенном управлении, чтобы и бизнес получал правильные сигналы от госорганов, как нужно себя вести, и таможня слышала бизнес".
Фото: Наиль Фаттахов