Грузовой порт на Волге оказался в блокаде после весеннего оползня 2016 года, ожидание открытия дороги для грузовиков после реконструкции длится вот уже второй год.
Добро пожаловать или:
Когда региональные власти зазывают инвесторов, непременно заводят речь о транспортной доступности Ульяновска. Ещё бы: два международных аэропорта, два автомобильных моста через Волгу, выгодное расположение автомобильных и железнодорожных маршрутов.
Всё это неизменно завершается рассказом о выгодах, связанных с речным транспортом: "Судоходство по реке Волга даёт Ульяновску выход к бассейнам Каспийского, Чёрного, Балтийского морей. Глубоководный речной грузовой порт Ульяновска является самым северным портом на Волге, причалы которого приспособлены для обслуживания судов типа "река-море". Навигационный период составляет 200 дней", - говорится, например, в инвестиционном предложении, разработанном правительством и корпорацией развития региона на сайте ar.investinrussia.com.
Увы, начиная с апреля 2016 года, когда произошёл оползень на дороге - так называемой "грузовой восьмёрке", причалы оказались отрезанными от городской и междугородной автомобильной сети. Дорогу восстановили год назад, освоив выделенные на эти работы федеральные средства в размере 212 миллионов рублей.
Речники, пожалуй, больше всех ожидали этого момента. Ещё бы: до оползня ежегодная отгрузка порта составляла от 500 до 800 тысяч тонн песка, щебня, строительных материалов, промышленных изделий и прочих грузов. После него ежемесячное число загружающихся автомашин снизилось примерно на 700 единиц. В грузах это 11 тысяч тонн, в деньгах - 5,5 млн рублей.
Но, увы, в день открытия дороги выяснилось, что на неё запустят лишь легковой транспорт. Причины как-то изящно опускались.
В счастливом неведении
Временна или постоянна эта ситуация? Будет ли открыта для грузовиков эта дорога? Сама по себе интересна наша попытка внести ясность в этот вопрос.
- Честно говоря, я как-то упустил этот момент и даже не знал, что грузовой транспорт там не ходит, - сказал председатель правительства области Александр Смекалин и перенаправил автора к более узким специалистам - своему заместителю Андрею Тюрину и директору департамента транспорта профильного регионального министерства Юрию Чибисову.
Дозвониться удалось до Юрия Чибисова.
- Насколько я знаю, запрета на проезд грузовиков там нет, есть только определённые ограничения по грузоподъёмности. Какие именно, вы сможете узнать в управлении дорожного хозяйства администрации города, - сказал директор департамента.
Ответ настолько поразил автора, что на следующее утро (13 октября) он отправился на место, чтобы убедиться в том, что не ломится в открытую дверь. Убедился:
дорожные знаки на всех заездах на "грузовую восьмёрку" (как сверху, так и снизу) двояко трактовать невозможно. Это запрет на въезд любых грузовиков вне зависимости от тоннажа.
Весьма странная неосведомлённость для специалистов и руководителей такого уровня.
Параллельно пресс-служба регионального Минпрома выдала редакции ответ на официальный запрос, вскоре в точности такой же (как под копирку) пришёл от городского управления дорожного хозяйства. Ни под тем, ни под другим не было подписей каких-либо должностных лиц. Сообщалось, что работы по восстановлению дороги после оползня осуществляло предприятие МБУ "Стройзаказчик", и потому только непосредственно от руководства этой компании и можно узнать, следует ли открывать дорогу для грузовых машин.
"В МБУ "Стройзаказчик" направлен запрос о предоставлении информации о возможности и сроках полной загрузки указанного участка автомобильной дороги", - гласил вроде бы официальный, но никем не подписанный ответ от городских и областных властей.
Отметив для себя странность подобной субординации (муниципалитет общается "запросами" с муниципальным предприятием), журналист обратился к руководителю "Стройзаказчика" Александру Шканову, раз уж на него указали, как на лицо, обладающее всей полнотой информации.
- Объясню! - пообещал Александр Иванович. - Здесь вопрос не в этом куске, который я ремонтировал. Я могу гарантировать, что он выдержит. А вот вызывает вопросы, дорога, ведущая с "восьмёрки" к речному порту, можете сами увидеть - там провал (!) - небольшой такой провальчик в районе путепровода. Такие машины, грузоподъёмностью до 40 тонн, дают большую нагрузку. Поэтому сейчас этим вопросом занимается городской комитет дорожного хозяйства. В своём участке я уверен, а вот, туда дальше ничего гарантировать нельзя, - ответил директор.
Действительно, признаки разрушения на старом участке дороги непосредственно за поворотом к порту есть, и с этим надо что-то делать. Это подтвердили также в управлении дорожного хозяйства и транспорта городской администрации.
- Сейчас просадка пошла в районе путепровода, который идёт через железную дорогу. Поэтому вопрос остаётся открытым. Нужно будет смотреть причины этого, дать оценку ситуации, - пояснил начальник управления Игорь Бычков. Но процесс пока в стадии "изучения".
Причём здесь туризм?
Впрочем, сами речники не верят в озвученные причины.
- Да, появилась проблема с этим участком дороги. Но она решается обычными дорожно-ремонтными работами. Таких просадок во многих частях города достаточно, и их оперативно устраняют. Подвезти разные грузы бывает необходимо и к жилым домам по спуску Степана Разина, к железнодорожной станции "Ульяновск-2", в конце концов, к набережной в районе Парка Дружбы и "Ленинским горкам". Так что хочется сказать нашим городским и региональным властям: "Не подменяйте одну проблему другой. Нельзя под предлогом ремонта вспомогательной дороги закрывать основную", - объясняет свою позицию генеральный директор ОАО "Ульяновский речной порт" Борис Падиаров. Кроме того, он полагает, что вины грузового транспорта в провале нет: ведь все эти два года его сюда не пускают. Есть технологические погрешности в ходе строительства, которые и надо устранить.
Кстати, приостановка движения по этой подъездной дороге грозит сорвать пассажирскую навигацию 2017-2018 года, поскольку к речному вокзалу не смогут подойти автобусы и легковые машины.
А это ставит под вопрос очередной туристический сезон на реке, поскольку единственным путём наверх тогда останется лестница для пешеходов либо вконец разбитая дорога на улице Нагорной, на которой и большегрузным машинам ездить небезопасно.
Так что решать проблему надо оперативно. Нужно ли говорить, что областные руководители, ответственные за развитие туризма, оказались также не в курсе дела. Замгубернатора Сергей Кузьмин предложил обратиться за комментарием к директору регионального агентства по туризму Юлии Скоромоловой, которая в ответ на вопрос, какие меры предполагаются со стороны её ведомства во избежание срыва туристического сезона, ответила по электронной почте: "Грузовая восьмёрка" отремонтирована в прошлом году. Автобусы поднимаются по основной дороге. Опасений по поводу срыва туристского сезона не имеем". В итоге переписки выяснилось, что о разрушении дороги в речпорт Юлия Владимировна также ничего не знает.
Сроки ремонта участка путепровода и запуска "восьмёрки" в её изначальном, грузовом, варианте остаются загадкой. И это ставит компании, эксплуатирующие причалы грузового порта, в экономически сложную ситуацию. Завеса тайны вокруг этого жизненно важного вопроса рождает у руководителей речных компаний мысли о преднамеренной политике, направленной на их банкротство. Кажется, из рекламных проспектов об инвестиционной и туристической привлекательности региона можно временно (а то и навечно) убрать место, связанное с речным транспортом и "портом пяти морей".
Фото: ul.aif.ru
Аргументы и факты - Ульяновск