← Спецтехника

Погрузчики-гиганты встали на пуанты

Холодный осенний ветер под звуки моторов и Бетховена, доносящихся из окон череповецкого Дворца металлургов, гоняет разноцветную листву. С минуту на минуту здесь начнется настоящий тракторный балет. Первого артиста - желтый экскаватор-погрузчик зрители встречают аплодисментами. Восемь тонн без малого - а с какой легкостью наворачивает круги и исполняет разные па. Элегантный взмах ковшом - и: стойка на "пуантах".

Кабина зависает в воздухе, опираясь лишь на передний и задний погрузчики. Вдруг вихрем выкатывается на сцену второй артист - трактор "Беларус". Габаритный партнер весело сигналит и мчит под висящий экскаватор. Раз проскочил, другой: Браво!
Необычный концерт Череповецкий литейно-механический завод (ЧЛМЗ) устроил по случаю открытия новой линии по сборке тракторов мощностью 120 лошадок и погрузчика-экскаватора ЧЛМЗ-310. Помимо сборки легковесных колесников Минского тракторного завода, которые делают тут больше десяти лет, заработал новый конвейер.
- Оба проекта родом из Беларуси. И трактор, и погрузчик-экскаватор - детища МТЗ. Сборка машин в России - часть союзного машиностроительного кластера по выпуску спецтехники для сельского хозяйства, строительства, коммунальной сферы и лесозаготовок. Открытие новых линий профинансировал Сбербанк России, - рассказал Владимир Боглаев, генеральный директор ЧЛМЗ. - Погрузчики выходят под нашей маркой. Первая пилотная партия - пятнадцать машин. К 2020 году планируем собирать не менее шестисот экскаваторов в год.
Работаешь - получи квартиру
Практически все инженеры, работающие здесь, - с белорусскими паспортами. Человек пятьдесят. Отвечают за всю технологическую работу - установка двигателя, кабины, расточка, сварка.
- Работаю в отделе литейного производства. На компьютере в системе ProCast разрабатываю технологии отливки деталей для тракторов, - рассказывает 28-летний инженер-технолог Ян Чайковский.
Этот молодой специалист родом из Жодино. Отучился в минском БНТУ, несколько лет работал на МТЗ, а полтора года назад пригласили в Череповец. Прикипел к Вологодчине, обзавелся семьей - супругу встретил прямо на заводе. Молодожены в конце октября ждут рождения дочки.
И таких историй на ЧЛМЗ наберется с десяток. Директор завода Владимир Боглаев тоже родился в Жодино, работал на БелАЗе, в последние четырнадцать лет ведет союзные проекты. Уверяет: белорусов здесь не обижают. Полный соцпакет - служебное жилье, страховка, достойная зарплата.
ch271017_1.jpg
Составим конкуренцию импорту
На открытие новой линии приехали и гости из министерств промышленности двух стран. Мужчины в галстуках важно прогуливались среди мощных агрегатов и с любопытством рассматривали новенькие машины.
- Буквально три года назад все экскаваторы-погрузчики в Россию привозили из-за рубежа. Наконец мы наладили свое производство. Доля импорта пока велика - около девяноста процентов. Но
первый шаг сделан. При такой железной хватке мы сможем довести долю российских экскаваторов-погрузчиков до восьмидесяти процентов,
- считает Евгений Корчевой, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли России.
- Больше половины всех тракторов, производимых в Беларуси, продаются на российском рынке.
России надо увеличивать экспортную долю компонентов в республику.
- В лучшие годы промышленный товарооборот между Беларусью и Вологодской областью достигал трехсот миллионов долларов. Из Вологодчины поставляли литье и различные металлы. Сейчас объемы уменьшились вдвое. Тому виной кризис и курс рубля к доллару, - объясняет Александр Огородников, заместитель министра промышленности Беларуси.
Любой белорусский трактор на шестьдесят процентов сделан из российских комплектующих.
Более 150 предприятий России завозят запчасти для минских конвейеров.
Баланс цены и качества
Тракторы - не единственный проект российско-белорусской кооперации. Ситуация такова: большинство транспортных перевозок между Северо-Западом России и Беларусью обслуживают компании с импортным автопарком - Scania или Volvo. Почему бы не перевозить грузы на надежных и современных "МАЗах"? Всерьез взялись за решение проблемы.
- Создаем транспортно-логистическую компанию, которая будет укомплектована тягачами "МАЗ". Пробная партия из десяти машин доказала свою работоспособность. Минские грузовики не уступают по цене-качеству импортной технике, - говорит гендиректор ЧЛМЗ Владимир Боглаев.
Дословно
Говорит Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства:
- Не так много у нас проектов в области машиностроения и высоких технологий с практической направленностью. Это один из крупнейших. Сегодня ЧЛМЗ производит около 1,7 тысячи тракторов - почти треть всех выпускаемых в России. С вводом новой линии погрузчиков-экскаваторов ЧЛМЗ-310 теперь есть все технологические возможности, чтобы собирать три-четыре тысячи машин в год.
Фото: souzveche.ru
Союзное Вече