Железнодорожный транспорт перехватывает у автомобильного значимую часть грузоперевозок по всей России. Этой тенденции уже пять лет, но сейчас поезда могут одержать необратимую победу. Совместный проект РЖД и ее "дочки" - ПАО "ТрансКонтейнер" наверняка получит большую благосклонность государства, чем транспортные компании, которые пару лет назад обложили новым налогом.
Например, в октябре в Екатеринбург прибыл первый контейнерный поезд из Москвы: в 43 контейнерах в уральскую столицу были доставлены товары народного потребления, продукты питания, оборудование, кабельная продукция.
Пресс-служба Свердловской железной дороги:
- Услуга ускоренной доставки продукции в контейнерных поездах по специализированному расписанию предложена грузоотправителям как альтернатива автоперевозкам. На начальном этапе сервис позволит дополнительно привлекать с автомобильного транспорта на железнодорожный до 4 тыс. тонн грузов в месяц.
В ближайшие месяцы частотность сообщения утроят, а в перспективе 3-5 лет масштаб достигнет 1,2 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в месяц, что соответствует 60% осуществляемых сейчас автомобильных перевозок на данном направлении.
"Ожидается, что услуга в первую очередь будет интересна производственным и торговым компаниям, осуществляющим регулярные поставки в Уральский регион", - ответили на запрос 66.RU в пресс-службе СвЖД.
Год назад, к слову, Екатеринбург связали прямым маршрутом с огромным рынком FMCG (товары повседневного спроса) - городами Китая. По итогам первого полугодия 2017 г. объемы перевозимых грузов выросли в полтора раза. В случае с КНР это работает так: контейнеры собирают в Гуанчжоу, Шеньчжэни, Сямыни, Нимбо, Шанхае, Тяньцзини, Циндао и через порт Инкоу доставляют в Шэньян, где формируется состав. Транзитное время в пути составляет 12 суток.
Запуск контейнерных грузоперевозок из Москвы в Екатеринбург (время в пути - 52 часа) - это еще один шаг к тому, чтобы замкнуть на себе иностранный рынок (речь не только об интернет-магазинах).
Часто заграничная продукция распределяется по регионам через столицу, даже если с точки зрения расстояния это не совсем выгодно.
Разветвленная железнодорожная сеть пронизывает страну с востока на запад, а в мегаполисах логично расположить узловые центры для разгрузки и последующей транспортировки более мелких партий товаров в другие города, объясняют представители оператора.
"Развитие регулярных контейнерных сервисов будет способствовать наращиванию грузопотоков, поможет разгрузить автомобильные дороги и улучшить экологическую ситуацию в регионах (один контейнерный поезд заменяет около 80 большегрузных автомобилей)", - перечисляют преимущества в госмонополии.
На этом фоне, по данным Росстата, объемы автомобильных грузоперевозок в Урало-Западносибирском регионе сократились за пять лет почти на четверть.
Руководитель группы компаний "ИнтерТрансАвто" Александр Волик рассказал, что возросли трудозатраты, расходы на топливо и налоги, плюс кредитная нагрузка. Из-за этого при 7-процентном росте выручки компании (в рублевом выражении) средняя доходность одной заявки упала на 11%, а рентабельность бизнеса снизилась на те же 7%.
Александр Волик, глава ГК "ИнтерТрансАвто":
- С другой стороны, значительно упали грузообороты из других регионов в Свердловскую область. Например, из Омской, Оренбургской, Новосибирской областей, Пермского края, Татарстана и Башкирии. Ситуации, когда наши партнеры из других городов говорят, что с радостью забрали бы наш груз, но им нечего везти в нашу сторону, происходят часто.
Модель бизнеса подразумевает расчет тарифа по ставке "в одну сторону".
Транзитные машины, которые разгрузились в Екатеринбурге, ожидают обратной загрузки. Чтобы компенсировать потери, автоперевозчики вынуждены поднимать тарифы. По отдельным направлениям речь может идти до 25%. Часто клиенты не готовы к такому резкому скачку цен.
На данный момент сроки и стоимость перевозки груза в контейнерах по железной дороге и автотранспортом в целом сопоставимы, но при протяженности доставки более 2000 км ценовая и скоростная конкурентоспособность поездов становится выше.
Стоимость перевозки контейнера в составе поезда - 51 тыс. руб. (21,9 т) и 76 тыс. руб. (26,5 т). Стоимость перевозки еврофурой (20-24 т) - около 80 тыс. руб.
При этом грузовместимость автомобильного полуприцепа больше.
Контейнерный терминал РЖД расположен на Гипсовой станции Екатеринбург-Товарный. Комплекс уже сейчас способен обрабатывать 190 тыс. ДФЭ в год, а после реконструкции, которую планируется завершить до конца 2017 г., мощности возрастут до 330 тыс. ДФЭ. Этого достаточно, чтобы принимать грузы на направлении Москва - Екатеринбург.
Участники рынка автотранспортных услуг тем не менее относятся к сложной ситуации без пессимизма. "Возможно, железнодорожный транспорт и отъедает долю. Но автомобильные грузоперевозки всегда будут оставаться самым востребованным видом доставки", - считает Александр Волик.
"В рамках данного сервиса не планируется переключать с автотранспорта грузы, требующие поддержания определенного температурного режима, а также мелкие партии товаров", - соглашаются в РЖД.
Фото: smotri.gh-cinema.ru