← Автомобильные грузоперевозки

Лидер движения дальнобойщиков: "До какой-то поры я ходил в розовых очках"

На минувшей неделе в России стартовала очередная акция дальнобойщиков. "Газета недели" поговорила с одним из лидеров саратовского протестного движения. Первоначально это интервью не было анонимным. Однако в связи с тем, что российской властью применяются меры давления по отношению к протестующим дальнобойщикам, редакцией было принято решение опубликовать материал без указания имени собеседника и названия организации, членом которой он является.

- С момента запуска "Платона" прошло два года. В каком состоянии система находится сейчас? В минувшем году говорилось, что она почти не работает, хотя компания Игоря Ротенберга получает за неё от государства более 10 млрд рублей в год.
- "Платон" всё так же действует не в полном объёме. Контрольные рамки работают, но штрафы за неоплаченный проезд приходят в единичных случаях. Как показывает мониторинг, даже те, кто зарегистрировался в системе, ничего не платят. Потому что "Платон" - это серьёзный ущерб заработку, который у дальнобойщиков и так колеблется на грани выживания. Люди не то что не хотят, они просто не могут отдать лишнюю копейку. Так же поступают и крупные транспортные компании. Об этом прекрасно знают и в самом "Платоне", и в министерстве транспорта. Хотя, как нам рассказывали, система отслеживает и знает каждого, кто едет и не платит. Но, наверное, пока на ситуацию боятся давить. Возможно, это связано с приближающимися выборами.
- По вашим оценкам, какая часть перевозчиков платит "Платон"?
- Процентов 10, не больше. Это из тех, кто зарегистрирован в системе.
- В 2016 году, после поручения президента, транспортный налог для большегрузных машин был отменён. Точнее, платежи по "Платону" разрешили зачислять в счёт его уплаты. Власть снизила налоговую нагрузку, вас это не устраивает?
- Нет, потому что каждый из нас является жителем своего региона. Транспортный налог, который и так обещали отменить после ввода акцизов на топливо, зачисляется в бюджет области. Эти деньги потом расходуются на местные нужды. А "Платон" - это полуфедеральная, получастная компания. Деньги, которые туда собираются, на региональные нужды не идут никак. А я как житель региона не хочу, чтобы мои деньги уплывали в карман какому-то отдельно взятому товарищу, я имею в виду Ротенберга. Как граждан нас это не устраивает. Мы пользуемся теми дорогами и той инфраструктурой, которые есть в нашем регионе, и нам интересно, чтобы они развивалась.
- Но ведь сообщалось, что деньги от "Платона" всё равно передаются регионам. Например, в прошлом году говорилось, что в Саратовской области на них было отремонтировано более 400 дорог...
- Есть и другая информация - скрытая, для внутреннего пользования. Не так давно была опубликована часть переписки министра транспорта РФ Соколова. Один товарищ хотел продать её (новость об этом появилась в минувшем месяце. - Прим. ред.). Суть была такова: чтобы оправдать "Платон", чиновникам надо было срочно создать видимость ремонта дорог. И они, похоже, так торопливо стали это выполнять, что нестыковки пошли ужасные. Вот они говорят, что на деньги от "Платона" отремонтировали мосты, дороги и так далее. А ответить на простой вопрос, сколько у них выходит сметная стоимость ремонта одного километра дороги, не могут. Не могут, потому что в реальности нельзя отремонтировать такое количество дорог и мостов за те деньги, которые они официально собрали. Это уже посчитали многие заинтересованные люди и организации - ну никак не получается! Выходит, что заработали 40 миллиардов рублей, а потратили 60. Вообще, нестыковок там очень много.
- Может быть, перевозчики возмущаются "Платоном", потому что действительно не хотят легально работать? В 2015 году на пресс-конференции Путин говорил, что вам надо "выходить из этих серых схем".
- Я, например, официально зарегистрированный перевозчик. В моём городе большая часть моих коллег - тоже. У каждого из них есть расчётный счёт. Сегодня на рынке перевозок за наличный расчёт почти никто не работает. А счёт в банке ты не откроешь, пока не зарегистрируешься. Лично мне самому неинтересно видеть на рынке серых перевозчиков, потому что они сбивают цены, возят перегрузы и полностью портят картину логистики, которая у нас в стране и так очень-очень слабенькая. "Серые перевозчики" - это просто удобная формулировка. Ты либо "госдеповский гонец", либо "пятая колонна", либо "серый перевозчик" - это из того же набора. Хотя на самом деле нам неинтересно работать с такими схемами.
- А вот я слышал, что "серых перевозчиков" на рынке как раз большинство...
- Я объясню. "Серый перевозчик" работает только за наличный расчёт. Чтобы хоть как-то выжить, дальнобойщик должен возить грузы регулярно, причём быть загруженным в оба конца, потому что возвращаться пустым - не вариант. Даже если перевозчик найдёт себе постоянного заказчика за наличку, найти такого же на обратный путь он не сможет. Потому что возить за наличку сейчас - проблема. Хотя и постоянный заказчик, с которым можно надолго о чём-то договориться, - это тоже что-то из разряда фантастики. У нас ведь многие производства закрыты, объёмы торговли сильно сокращены, все ставки урезаны... Конечно, встречаются "серые" моменты, но это единичные случаи.
- К протестам дальнобойщиков проявляли интерес разные политические силы. Например, в минувшем году с вами очень активно ездил Дмитрий Потапенко (известный предприниматель, в 2016 году баллотировался в Госдуму от "Партии Роста". - Прим. ред.), очень быстро среагировали и сторонники Алексея Навального. С кем-то из них протестующие смогли объединиться?
- С самого начала мы заявляли о себе как неполитическое движение. Мы пытались влиять только на экономику, мы не были против президента и правительства. Мы считали, что они просто не смогли нас услышать. И в тот момент многие партии, увидев в нашем лице реальную силу, захотели прибрать нас к рукам. Мы же всегда сторонились партийной составляющей, потому что понимали, что это станет началом нашего конца. Поэтому разговор с политическими деятелями у нас был такой: мы можем взаимодействовать, помогать друг другу, но никуда вливаться мы не будем. Это касается и Навального, и Потапенко, и Мальцева, который тоже проявлял к нам интерес, и всех остальных.
- Говорите, что протестующие не были против президента. А на днях я зашёл в одну из популярных групп "ВКонтакте", посвящённую протестам дальнобойщиков, и увидел карикатуру, на которой Владимир Путин в короне сидит и играется с грузовиком. Подтекст читается явный. Так теперь вы против Путина?
- Кардинально против. Мы очень сильно разочаровались в этом человеке. Мы думали, что его, может быть, недостаточно информируют, что у него много других дел. Но это было до того, пока мы всё-таки не стали заниматься политикой. Потому что заниматься ею в любом случае надо, иначе она займётся нами. И вот когда мы стали общаться с различными партиями, контролирующими и общественными организациями, то поняли, что нас игнорируют сознательно. Что мы как единица экономического развития страны не интересны. А следовательно, не интересен и экономический рост, а всё, что говорят по телевизору, - неправда.
Никакого подъёма у нас нет - есть полный спад. Нет никакого уважения к конституции - она попирается на каждом шагу. Законы применяются только для того, чтобы наказать неугодных. И с каждым годом это проявляется всё сильнее и сильнее. Видя эту картину, становится понятно, что доверять Владимиру Путину просто нельзя - это уже преступление.
- Некоторые ваши коллеги скептически относятся к, например, "Организации перевозчиков России", которая была создана дальнобойщиками на волне протестов. Так, глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин говорит, что ОПР сконцентрировалась на "громких лозунгах". А координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко вообще считает её руководителей "провокаторами". Что скажете?
- Матягин - это говорящая голова от министерства транспорта. Всё это правительственные люди, которые работают для того, чтобы размыть и расколоть протестующих. Матягин, когда начались протесты, тоже кричал, что "Платон" - это грабёж. Но после встречи с представителями минтранса почему-то резко "переобулся" и стал о "Платоне" умалчивать, говоря, что у перевозчиков много других проблем. Он, кстати, член партии "Единая Россия". А Войтко - вообще не дальнобойщик, а журналист. Никакого серьёзного влияния среди перевозчиков он не имеет, но на него почему-то часто ссылаются СМИ.
- Из всех дальнобойщиков какая часть выходит на протесты?
- "Платоном" недовольны 95 процентов перевозчиков. Из них протестно активных - процентов 15-20.
Я, кстати, замечал, что как раз те самые "серые перевозчики", которые ездят с большим перегрузом и портят дороги, платят взятки на постах весового контроля, заправляются ворованным топливом - как раз им сейчас кажется, что всё довольно-таки неплохо. А те, кто старается ездить без перегрузов и платить налоги, - им уже ничего не остаётся. Потому что в расходах на перевозку стоимости самой перевозки уже почти нет, люди иногда себе в убыток ездят.
А ещё "Платон" грабит каждого россиянина, потому что платежи по нему, как и любые другие расходы, включаются в цену продукции, которая попадает на полки магазинов.
- А какие регионы самые активные в протестном плане?
- Москва, Воронеж, Саратов, Ульяновск, Самара... Наша область, наверное, одна из самых активных, если не самая. Есть ещё Дагестан - это вообще отдельная история. Ребята молодцы, нам бы с них пример брать. Там большая часть населения занята перевозками, и они очень сплочённые. У них есть старейшины, которые говорят: "Нужно поступить вот так", и остальные даже не представляют, как это можно не выполнить. А ещё у них есть понятие "мужик - не мужик", которого у нас уже не осталось. У нас люди не хотят ничего делать, нести за что-то ответственность - день прошёл, и ладно. Многие просто боятся. Честно скажу, дагестанские ребята посмелее будут.
- Есть мнение, что дальнобойщики - это как раз та категория людей, которые до "Платона" готовы были разгонять митинги оппозиции с монтировками в руках. Теперь их психология действительно как-то меняется?
- Да. Я и сам был ярым сторонником Владимира Владимировича. До какой-то поры я ходил в розовых очках и упорно не хотел верить тому, что про него говорилось плохого. Я до последнего доверял ему. У других протестующих мировоззрение тоже трансформируется. Люди начинают задавать себе вопрос: "Почему всё это происходит?". Когда ты сам начинаешь искать ответ - он не радует. Мне, например, пришлось кардинально поменять свои взгляды, хотя я очень этого не хотел и сопротивлялся этому до конца. Поэтому я понимаю многих людей, которые считают, что Путин - наше всё. Наверное, в своих рассуждениях они ещё не дошли до той точки, которую уже прошёл я. А может быть, и не хотят доходить. Я кого ни спрошу: "Ну вот что такого делается хорошего?", в ответ слышу: "Лишь бы не было войны".
Фото: gkh64.ru
FreeNews-Volga