После многолетних переговоров Москва и Тбилиси предприняли решительный шаг по претворению в жизнь исторического соглашения 2011 года о формировании торговых коридоров через территорию Абхазии и Южной Осетии для налаживания торговли между Россией и Грузией. При этом соглашение не затрагивает неразрешимую проблему статуса бывших грузинских автономий.
Представители МИД, МВД, Минфина, налоговых органов и таможни Грузии оформили долгосрочный контракт с швейцарской компанией SGS, которая будет мониторить движение, в том числе фиксировать грузы из РФ в сторону Закавказья и в обратном направлении.
Швейцарские наблюдатели будут стоять по обе стороны торговых коридоров - не только в Сочи и Владикавказе, но и в грузинских Зугдиди и Гори. Грузы оформляются в "точках мониторинга" в соответствии с таможенным законодательством двух государств.
Тем самым создается практическая возможность налаживания постоянной автомобильной связи между Россией и странами Закавказья по альтернативным маршрутам: не только по Военно-грузинской дороге, но также через Абхазию и Южную Осетию.
Именно в этом основной смысл имплементации соглашения шестилетней давности, поскольку
единственная автотрасса из Грузии в Россию через Казбеги (Военно-грузинская дорога) чрезвычайно опасна и уже почти непригодна для использования.
У старого маршрута нет перспектив роста и развития, если грузинские власти выполнят давнее обещание и построят на этой дороге тоннель, позволяющий миновать наиболее опасные участки.
Отвечая на претензии оппозиционеров о "капитуляции перед Россией", премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил, что российско-грузинское соглашение 2011 года и достигнутые накануне договоренности "позволят перенаправить грузы по маршруту Гори-Цхинвали-Владикавказ". То есть,
речь идет о возобновлении движения по автодороге, простаивающей со времени "пятидневной войны" 2008 года. Тем самым, не только Грузия, но и Армения получат возможность развивать торговлю с Россией по более удобному маршруту:
армянские грузы будут реже "застревать" на автодороге, поскольку трасса через Южную Осетию лучше обустроена и менее подвержена природным рискам, чем Военно-грузинская дорога.
В перспективе российско-грузинское соглашение 2011 года и привлечение швейцарской кампании позволит возобновить и ЖД движение через территорию Абхазии. Впрочем, в отличие от Грузии, Россия пока не оформила контракт с SGS, а для того, чтобы торговые коридоры заработали, необходима "подпись" Москвы. Но, как сообщили "Вестнику Кавказа" в МИД Грузии, "с учетом активной вовлеченности всех заинтересованных сторон, есть надежда, что вторая подпись под контрактом с SGS появится в ближайшие дни".
Фото: vestikavkaza.ru