Об итогах и перспективах развития Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области в интервью журналу "Регионы России" рассказывает Председатель правления Союза МСБ, руководитель Транспортного комитета СОСПП, гендиректор ГК "ТРАНССИБУРАЛ" Сергей Мазуркевич.
- Сергей Леонидович, чем Вам запомнился 2017 год? Какие события в деятельности Союза МСБ Вы считаете знаменательными?
- В 2017 году наш Союз МСБ организовал ряд крупных мероприятий. В их числе - День предпринимателя, двухдневные Налоговый форум и Антикоррупционный форум в Екатеринбурге, выездное заседание Союза МСБ в Нижнем Тагиле. Важнейшим событием года стало отчетно-выборное собрание Союза МСБ в июне 2017 года. На нем мы приняли новый Устав в соответствии с изменениями в законодательстве, провели ротацию правления и президиума правления, расширили президиум с 20 до 30 членов. Союз МСБ мы реорганизуем по образу Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), где по приоритетным направлениям действуют профильные комитеты и комиссии. Каждый из них глубоко владеет проблематикой отрасли, такой подход более продуктивен и функционален. Для решения актуальных вопросов комитет готовит рекомендации, которые затем выносит на общее обсуждение, помогая развитию МСБ в целом.
Например, на заседаниях Комитета по транспорту СОСПП, который я возглавляю, участники транспортного процесса (грузоотправители, операторы, экспедиторы) общаются в формате круглого стола, в доверительном диалоге находят решение острых проблем. А их в нашей отрасли хватает. В частности, сложно шел процесс внедрения системы "Платон" в автотранспорте, доходило даже до угрозы забастовок со стороны предпринимателей-автоперевозчиков.
Мое глубокое убеждение: система "Платон" создана не для увеличения поборов с малого бизнеса, а для вывода автотранспортной отрасли из тени.
Без достижения ее прозрачности ни о каких инвестициях в развитие отрасли говорить не приходится.
- Насколько удачно складывается 2018 год для бизнеса вашей транспортной компании "Транссибурал"?
- Наша компания по итогам года чувствует себя комфортно. Растут объемы грузоперевозок, а транспортная отрасль - индикатор активности бизнеса в целом. 80% наших клиентов - предприятия именно МСБ. Мы доставляем грузы по всей России и странам СНГ. Железная дорога повышает скорость доставки грузов, развивает дополнительные сервисы и эффективность взаимодействия с грузоотправителями.
Мы забыли о простоях эшелонов в летний период, которые были настоящим бичом отрасли еще лет пять назад.
Эти вопросы каждую весну теперь рассматриваются и оперативно решаются на Транспортном комитете СОСПП. Современные технологии управления перевозками позволяют каждому грузоотправителю заблаговременно узнать, когда и где будут проводиться плановые ремонтные работы, чтобы переориентировать грузы и исключить простои. Претензий к железной дороге стало значительно меньше.
- Как вы оцениваете условия ведения малого и среднего бизнеса в стране за последнее время? Стало хуже или лучше?
- Условия ведения малого и среднего бизнеса лучше не стали. На них по-прежнему влияют слабая доступность кредитных средств, налоговое бремя, ужесточение конкуренции. На первый взгляд, за последние три года в финансовой сфере ситуация улучшилась. В 2014 году кредитные ставки доходили до 36%, банки могли безо всяких причин отзывать кредиты. Тогда многие компании потеряли свои бизнесы, часть из них ушла в тень, в кэш, и далеко не все оттуда вернулись.
Сегодня кредитные ставки банков существенно снизились, вплоть до уровня 10%. Но одновременно ужесточились условия предоставления кредитов для МСБ, появились требования по предоставлению залогового имущества в обеспечение кредита.
Сплошь и рядом ликвидное залоговое имущество рыночной стоимостью, например, в 1 миллион рублей, банк оценивает в сумму не более 250-300 тысяч. И это лучшее, на что могут рассчитывать предприниматели. Но, как правило, у МСБ нечего закладывать, далеко не все успели накопить капитал в "тучные годы".
Есть и положительные тенденции. Из сферы торговли предприниматели все чаще переходят в производство. Стало выгоднее покупать за границей не товары повседневного спроса, а оборудование для их производства в России, чтобы производить здесь. И это радует: основой МСБ становятся не фирмы "купи-продай", а именно промышленный сектор. Именно такие фирмы составляют основу МСБ в развитых странах, в частности, в странах ЕС.
- Что необходимо предпринять на законодательном уровне, какие меры и инструменты могут реально помочь развитию МСБ?
- Политика государства должна быть направлена на развитие МСБ именно промышленного направления. Нужно сделать более доступными кредиты для приобретения оборудования, которое и надо оформлять в качестве залога. Здесь государство и банки должны пойти на то, чтобы брать на себя определенную долю рисков. Методом проб и ошибок, но идти надо в этом направлении.
- Как вы оцениваете эффективность масштабных двухдневных Налогового и Антикоррупционного форумов, которые Союз МСБ провел в 2017 году? Получат ли они развитие в 2018 году?
- Налоговый форум МСБ Свердловской области в ноябре 2017 года состоялся уже во второй раз. Его участниками стали предприниматели, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, аудиторских компаний, экспертного сообщества, в том числе представители Общественного совета при региональном Управлении ФНС РФ. В рамках форума представители МСБ получили из первых рук самую свежую информацию о правоприменительной практике и новациях в сфере налогообложения, ознакомились с мнениями и комментариями ведущих специалистов в области налогового права. Форум способствует повышению уровня налоговой и юридической грамотности предпринимателей. Чтобы избежать конфликтов, споров и недоразумений во взаимоотношениях с фискальными органами, представители МСБ должны знать свои права и обязанности. Участие в форуме позволяет познакомиться с лучшими практиками взаимодействия налогоплательщиков, районных и межрайонных налоговых инспекций, а также подготовить предложения по совершенствованию налогового законодательства. Равенство всех перед законом обеспечивает возможность развития МСБ в реальном секторе экономики.
Заметным событием года стал Антикорупционный форум МСБ в декабре 2017 года. Борьбу с коррупцией в стране ведут десятки организаций, это уже стало модным поветрием. Но меньше ее не становится. Справедливости ради надо отметить, что элементы коррупции зарождаются и в бизнесе, недобросовестные чиновники пользуются этим. Надо рубить коррупционные связи между предпринимателями и недобросовестными чиновниками, особенно в сферах, где формируются финансы! По моему мнению, принципиально важно заниматься профилактикой, устранять саму почву для возникновения коррупции. Пример: еще несколько лет назад поборы гаишников с автолюбителей были обыденным явлением. Но после начала массовой установки видеокамер на дорогах, которые фиксируют нарушения ПДД в автоматическом режиме, число инспекторов ГИБДД резко уменьшилось, как и уровень коррупции в этой сфере.
Участники нашего Антикоррупционного форума обсудили меры взаимодействия общественных организаций в этой сфере, договорились о более тесной координации усилий. Мы вышли с инициативой объединить все эти организации в одну Ассоциацию, где независимые и объективные эксперты смогут разбирать конкретные случаи и вырабатывать рекомендации для борьбы с этим социальным злом.
- Какие направления деятельности Союза МСБ будут приоритетными в 2018 году?
- Мы продолжим защищать интересы МСБ и координировать усилия предпринимателей в различных направлениях. В 2018 году мы вновь планируем организовать масштабные форумы, такие, как налоговый и антикоррупционный, встречи МСБ различных городов региона, а также межрегиональные встречи. Приглашаем в наши рядывсех предпринимателей, которым не безразлична судьба МСБ, которые готовы делиться своим опытом, быть активным участником нашего сообщества!
Фото: gosrf.ru