По мнению аналитиков и представителей транспортной и логистической отрасли, критика системы "Платон", высказываемая кандидатом в президенты России от КПРФ Павлом Грудининым, не более чем попытка заработать политические очки. Так, например, экономист и политолог Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития, считает, что отмена системы, на чем настаивает Грудинин, будет большой ошибкой.
"С самого начала я говорил, что введение системы "Платон" было не совсем просчитанным и продуманным, но к настоящему времени кое-что удалось поправить. А с технологической точки зрения эта система взимания платы за пользование дорогами с грузовиков представляет собой большой шаг вперед", - сказал Никита Масленников в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей.
20 января стало известно, что на инфраструктуре "Платона" будет работать сервис контроля за транзитными грузоперевозками с использованием средств электронной идентификации - так называемые "электронные навигационные пломбы". Предполагается, что это произойдет в середине 2018 года. Таким образом, будет обеспечиваться не только безопасность грузов, но и антитеррористическая безопасность. По словам члена экспертного совета при правительстве РФ Андрея Ионина, инфраструктура системы "Платон" успешно функционирует, причем на всей территории страны. К ней уже подключено около одного миллиона единиц грузового автотранспорта.
"Поскольку система "Платон" является государственной, это позволяет на наивысшем уровне обеспечивать ее физическую и кибербезопасность, а также необходимую для бизнеса юридическую значимость данных", - приводятся слова Андрея Ионина в сообщении оператора системы "Платон" "РТ-Инвест Транспортные системы".
"Действительно, "Платон" обладает серьезным потенциалом для решения тех задач, которые перед ним поставлены. Это не только ремонт дорог за деньги тех, кто наносит им наибольший ущерб, но и вывод автомобильных грузоперевозок "из тени", что минимизирует в том числе и социальные риски. Начинание это более чем благое. Однако что касается исполнения, особенно с точки зрения управления этой системой, то здесь есть еще над чем поработать.
Выводы сделаны, и в правительстве появились новые идеи по поводу того, как оптимизировать и улучшить работу "Платона". Я бы не горячился, не закрывал эту систему, как требуют некоторые кандидаты в президенты, потому что это порочная практика - бросать дело, если что-то не получается. Надо спокойно работать над ошибками", - сказал Никита Масленников.
По мнению директора консалтинговой компании "Инфомост консалтинг" Бориса Рыбака, система "Платон" со своей задачей вполне успешно справляется.
"Абсолютное большинство крупных российских автоперевозчиков зарегистрировались и вполне освоились с работой в новых условиях. Компании учатся компенсировать дополнительные затраты вычетами из транспортного налога, оптимизируют свою транспортную деятельность, совершенствуют логистику. Никакого роста потребительских цен по причине роста транспортной компоненты, которым пугали правительство и общественность наиболее активно спекулирующие противники системы, не зафиксировано", - отметил транспортный эксперт в статье "Угроза теневому рынку", опубликованной на сайте "Известий".
При этом Борис Рыбак считает, что
малый бизнес, о котором вдруг начинают заботиться во время обсуждения системы "Платон" и раздачи предвыборных обещаний, страдает не из-за увеличения поборов, а из-за наличия "теневого" сектора на рынке автомобильных грузоперевозок.
"Малые предприятия не способны конкурировать не только с крупными организациями, обладающими большим административным ресурсом и связями, но и с "теневым", нелегальным сектором, который, не будучи обременен налоговым бременем, обычно может позволить уровень демпинга, совершенно неприемлемый для законопослушных предпринимателей", - объясняет эксперт, зачем нужно с помощью системы "Платон" бороться с недобросовестными частниками. "Платон" - это еще один шаг на пути к созданию прозрачной экономики, отказ от него - весьма недальновидное решение.
"Уход с рынка "серых" дальнобойщиков, этих "рабов большой дороги", сулит не только достижение прозрачности отрасли и рост бюджетных отчислений, но и увеличение доходов честно работающих водителей, не говоря уже о повышении качества автотранспортных услуг",
- объясняет главное преимущество "Платона" Никита Кричевский, специалист в области государственного управления экономикой, финансов, риск-менеджмента и социального обеспечения.
Автоэксперт Игорь Моржаретто добавляет, что такие системы, как "Платон", работают во всем мире, в частности - в Европе, в той же Германии.
"Никому не нравится платить лишние деньги, но это данность. Весь мир пошел по этому пути, мы только повторяем", - отметил он.
По мнению председателя НП "Грузавтотранс" Владимира Матягина, заявления Павла Грудинина о "Платоне" неверны по сути и являются спекуляцией.
"Политики спекулируют на том, что государство якобы создало некую схему поборов и отдало ее в частные руки, а деньги присваивает непонятно кто. Это неверно по сути", - отметил Владимир Матягин в интервью ФБА "Экономика сегодня".
По словам представителя отрасли, в действительности внедрение системы "Платон" в ноябре 2015 года позволило выявить проблемы и дало возможность их решать.
"При этом легальные грузоперевозчики объединяются, нелегальные видят преимущества работы "в белую" и меняют подход к бизнесу. А значит, на дорогах будет безопаснее, у игроков отрасли появляются деньги на обновление автопарка, государство получает налоги и возможность для поддержания дорожной сети в хорошем состоянии", - подчеркнул Владимир Матягин.
Добавим, что за два года работы системы "Платон" было собрано почти 36 млрд рублей, 14% из которых поступили от иностранных перевозчиков. За счет этих денег было отремонтировано более тысячи километров автодорог, строятся 30 мостов. Планируется, что в ближайшем будущем сами грузоперевозчики с помощью голосования на сайте ОНФ "Карта убитых дорог" будут решать, какие трассы ремонтировать за их средства.
Фото: riafan.ru