← Спецтехника

Уральский Lamborghini. В Челябинской области наладили ручную сборку тракторов

Удивительное дело, что еще существуют достаточно успешные производства транспортных средств без помощи конвейера. Одно из таких мы нашли в Еманжелинском районе, где выпускают знаменитый мини-трактор "Уралец". Корреспондент "Южноуральской панорамы" отправился посмотреть на ручную сборку незаменимого помощника фермеров и ЖКХ.

Многогранный конструктор
Первой ассоциацией, связанной с еманжелинскими мини-тракторами, в голову приходит популярный итальянский автомобильный бренд Lamborghini, основатель которого Ферруччо Ламборгини начинал именно с сельскохозяйственной техники. Осталось лишь дождаться, когда сотрудники "Уральца" обратятся с жалобой в Ferrari и, получив отказ, займутся производством мощных спортивных автомобилей. У Ферруччо такой ход сработал, и он создал машину мечты. В Челябинской области пока лишь мечтают обеспечить "Уральцами" фермеров и коммунальные службы городов. Каждый трактор, произведенный в Еманжелинске, является эксклюзивом ручной сборки. Такой метод сборки в автомобильном мире пользуется большим уважением.
3.jpg
Для многих из наших читателей, в том числе и для автора этого текста, стало большим открытием, что в небольшом южноуральском местечке уже 18 лет производят известные трактора "Уралец". Мне доводилось видеть данную технику на улицах, в полях и на выставке "АГРО" в Челябинске, но в голове осело стойкое убеждение, что этих помощников коммунальщиков и фермеров собирают в соседней Свердловской области. Оказалось, что производство гораздо ближе - всего в 50 километрах от мегаполиса.
Сам завод состоит из нескольких цехов: сборочного, покрасочного, токарного, инструментального, сварочного и термообработки. Везде имеется оборудование для высокоточной сборки, но нет конвейера, который позволил бы увеличить количество производимых тракторов. Поэтому мастера собирают по четыре-пять машин за смену. Бывает, что заказов поступает больше, чем обычно, тогда производительность увеличивается и работают здесь в две смены.
4.jpg
В каталоге у завода четыре вида тракторов собственного производства и пять - совместного с китайцами. Нас интересует местная продукция. Вообще "Уралец" похож на конструктор Lego: у нас имеется основа в виде трактора, а его дальнейшую судьбу определяет навесное оборудование. И вот его уже намного больше. Основа направлена на фермеров и производителей садовых растений, поэтому в Еманжелинске наладили изготовление навесных косилок, грабель, культиваторов и прочего оборудования для сельскохозяйственных нужд. Для коммунальщиков тоже большой выбор: снегоочистители, пылесосы, грейдеры и прочее.
5.jpg
Молодые кадры
Во время экскурсии по заводу корреспондент задал вопрос о смене поколений на производстве, на что получил честный ответ: испытывают дефицит молодежи. Проблема малых территорий заключается в оттоке молодых кадров в большой город. Назад возвращаются единицы. Профильного техникума в городе нет, поэтому мастерам приходится самим воспитывать собственную смену. Поэтому каждый специалист на вес золота.
9.jpg
Несмотря на эти сложности, предприятие в Еманжелинском районе продолжает жить. Причем жить неплохо. Уже налажена работа не только с крупными городами России, но и с зарубежными клиентами. На заводе с гордостью рассказали о том, что недавно отгрузили крупную партию тракторов и навесного оборудования для коммунальщиков Москвы, а на складе ждут отправки в Крым трактора с экскаваторной установкой. Налажено сотрудничество с Китаем. К слову, на "Уральце" стоит именно китайский двигатель.
7.jpg
На вопрос про локализацию производства моторов в России на заводе ответили, что пока это слишком далекие планы. Да, подобный шаг может удешевить стоимость трактора, но вложения в создание подобного цеха понадобятся большие. Ударил по производству и утилизационный сбор. Пришлось поднять стоимость трактора до 279 тысяч рублей, что на 70 тысяч больше прошлой цены. Поначалу это лишило предприятие части клиентов, но спустя время покупатели вернулись.
8.jpg
Необходимая мощь
На что может быть похож тест-драйв трактора? Это сложно описать. Тут перестаешь смотреть на эргономику в салоне или подогрев сиденья водителя. Вообще трактор больше похож на недорогой квадроцикл, только у него совсем иные цели. Глупо говорить, что мощность двигателя "Уральца" могла быть больше: для основных нужд потребителя имеющихся 22 лошадиных сил более чем хватает. Имеются как полноприводные модели, так и заднеприводные.
1.jpg
Дополнительными функциями для "Уральца" служат различные насадки, о которых мы уже упоминали. От их количества зависит и итоговая стоимость трактора. Также можно установить блокировку дифференциала, в стандартную комплектацию она не входит, а приобретается как опция. Причем ставится только на заводе, в дальнейшем блокировку добавить не получится.
Фото: Александр Файрузов
Южноуральская панорама