← Логистика, грузы

Везти цветы в Амурскую область из Москвы или Сочи теперь невыгодно

«Для нас 8 Марта — это бессонные ночи и сплошной стресс», — признается гендиректор одной из крупнейшей сети цветочных салонов Амурской области Халия Манукян. Женский день из праздника превратился для нее в трудовые будни 12 лет назад, когда пришла в этот бизнес.

Тогда Халия Валериковна даже не знала названий растений, а сегодня компания напрямую закупает красивый товар из Голландии и Эквадора. Помимо розничной продажи в Благовещенске, оптом поставляет продукцию предпринимателям в города и районы Приамурья.
К 8 Марта сеть салонов «Оранж» закупила более 20 тонн цветов для амурчанок. На интервью хозяйка проводит нас в единственное свободное от коробок и ваз с розами и тюльпанами в офисе помещение — даже кабинет директора заставлен цветами. Какой путь преодолевает хрупкий товар, чтобы попасть к нам, какие цветы самые стойкие — Халия Манукян рассказала «Амурской правде».
Цветочный бизнес — это идея брата. Его друг занимался цветами в Москве, договорились, что он будет отправлять товар в Благовещенск. Брат попросил, чтобы я ему помогла. О бизнесе мы ничего не знали, я очень любила розы, но даже названий растений не знала. Наш первый отдел был маленький — заработал в апреле 2005 года в торговом центре «От и До». Ассортимент был три-четыре вида роз, два-три сорта хризантем да гвоздик. За большими букетами к нам не шли, брали в основном по одной розочке в прозрачной упаковке. Больше всего продавали дешевых гвоздик — их покупали на похороны охапками. Всего в отделе работали четыре человека. Я сама была продавцом. Постепенно ассортимент увеличивали, хорошо начали продаваться горшочные растения, мы открыли большой салон в центре города. Через год брат сделал меня директором. Сама я курсов для флористов не оканчивала, у меня есть вкус, но букет собрать не смогу: моя задача другая — делать заявки, привозить новинки. Отделы мы открывали там, где были супермаркеты «Россия».
В 2008 году брат подарил мне этот бизнес. Сейчас у нас шесть торговых точек, из них три находятся в отдельных магазинах, работают 45 сотрудников.
У нас закупают товар оптом цветочники из Зеи, Тынды, Шимановска, Свободного, Завитинска, Прогресса. Была идея открыть салон в Свободном, но я передумала — уж слишком тернистый путь у этого бизнеса, хватит забот.
Когда мы начинали, такой конкуренции, как сейчас, не было. В областном центре работали несколько крупных салонов, был большой красивый магазин «Синяя птица». Кстати, летом 2017 года мы выкупили его у Зои Сергеевны Тисленко, которая стояла у истоков цветочного бизнеса в Благовещенске. Теперь там наша вывеска и ассортимент. Если честно, даже никогда и не думали, что дойдем до такого уровня. Сейчас точек по продаже цветов в столице области много, я даже не знаю сколько, нет времени следить. Но они как открываются, так и закрываются. Было много оптовиков, которые закупали у нас цветы и уходили с рынка через какое‑то время. Выживают только крупные игроки. Мы сразу не стали продавать цветы в павильонах, киосках. Люди любят приходить в большой магазин, делать покупки в комфортных условиях, выбирать из большого ассортимента и качественных цветов. В торговых центрах нам тоже неудобно — там свой график, раньше не закроешь и не откроешь отдел. Мы же в праздники круглосуточно работаем, да и условия нам нужны особые.
Перед 8 Марта во всем офисе отключили батареи, чтобы снизить температуру и отопление не сушило воздух, — полить всю огромную партию цветов физически не успеваем (в кабинете, где мы беседуем, действительно холодно. — Прим. авт.), а коробками с цветами, горшками заставлены все помещения, даже мой кабинет.
Женский день — самый цветочный праздник, поставки увеличиваются в 10 раз. 6, 7 и 8 марта все сотрудники крутятся как белки в колесе — присесть и покушать некогда. Если честно, я вообще этот праздник не очень люблю, устаем очень сильно. Люди идут, всем нужно улыбаться, а сил нет. По несколько дней не спим, я даже разговаривать уже не могу. А какая прибыль будет, не известно: год на год не приходится. Много бывало инцидентов. В прошлом году перед Международным женским днем вся партия горшочных цветов пришла полностью замороженная — их не утеплили, а когда выгружали, оставляли на улице. А мы взяли предоплату с клиентов. Выкручивались как могли, нам заново отправляли цветы. Так что каждое 8 Марта — огромная ответственность и стресс. Вот 1 сентября, День матери и День учителя — другое дело: спрос увеличивается, но мы спокойно работаем.
Если раньше мы закупали продукцию у поставщиков в Москве, то уже три года у нас прямые поставки из Эквадора и Голландии — именно оттуда идет основная масса цветов. Объемы выросли, и нам стало неинтересно переплачивать посреднику, но для этого необходимо брать очень крупные партии. Срок доставки раньше был 10 дней, сегодня в целом до Приамурья — шесть. Снизились транспортные расходы, и наш хрупкий товар приходит в лучшем состоянии. Вот поэтому сейчас те же розы стоят дешевле, чем 5 или 10 лет назад.
Путь такой: из Эквадора грузовыми самолетами цветы доставляют в Голландию, там собираются остальные. Затем напрямую чартерным рейсом продукция летит в Хабаровск, где проходит фитосанитарный контроль и выгружается в ангар с холодильниками.
Транспортировка занимает трое суток, один день уходит на растаможку. Из Хабаровска в Благовещенск розы, тюльпаны и хризантемы перевозит транспортная компания на фуре с рефрижератором.
ZWET060318.jpg
Чтобы цветы выдержали дорогу, температура должна быть +4 градуса. Если будет минусовая — они замерзнут, в жару — сварятся. Если для горшочных допускается +17 градусов, то для срезанных цветов максимальная температура должна быть +8. Зимой цветы упаковывают двойным-тройным слоем утеплителя, но все равно часть груза страдает. Брак есть всегда — 30 процентов в партии выбрасываем, списываем. Кстати, даже при холоде убытков меньше, чем летом. В аномальную жару в прошлом году приходило много гнилых, запаренных растений. Мелкие предприниматели продолжают работать через столицу. Банкротство и уход «Трансаэро», который был стабильным перевозчиком, отразились на нас: то тарифы менялись, то самолеты маленькие, цветы лежали по два-три дня в аэропорту, где нет условий для хранения. Логистика — самая большая проблема развития цветочного бизнеса, особенно на Дальнем Востоке. Каждый год пытаемся привезти мимозу, но она не переживает доставку — сгорает в упаковке, пять-шесть пучков доходят, на продажу выставить не получается.
В этом году мы к празднику заказали более 20 тонн цветов, из них свыше 100 тысяч штук роз, столько же тюльпанов. В обычную же неделю поставки всего 2,5 тонны. Спрос на самый весенний цветок такой высокий только на 8 Марта, традиционно пальма первенства у розы. Вот уже четыре года закупаем тюльпаны из Приморья — мне нравятся они больше всех. Также по традиции продаем голландские: они маленькие, но симпатичные и стойкие, приходят хорошего качества. Когда‑то закупали московские тюльпаны, в прошлом году попробовали из Сочи. Хочется местную продукцию, но, увы, российские цветы выходят дороже, чем голландские. Транспортировка — это 150 процентов в стоимости цветка. Отечественный тюльпан обходится нам в 45 рублей за штуку, а мы сегодня голландские в розницу продаем за 60 рублей, а если от 50 штук в пучке, то один за 45! Проблема в том, что доставка самолетом килограмма цветов из Москвы обходится в 215—250 рублей. Тюльпан еще и тяжелый — ствол у него водянистый. Из Владивостока везем фурой. Они с луковицей, но все равно нужна крупная партия: что 5 тысяч закажешь, что 10 — затраты будут одинаковые. Товара хватит — в прошлом году даже осталось нераспроданных немного. Перед 8 Марта все поднимают цены: поставщики повышают стоимость процентов на 80, увеличиваются транспортные расходы, и даже грузчики, которые выгружают коробки, работают по праздничному тарифу.
Мужчины в Благовещенске не жадные. Сейчас неудобно уже прийти джентльмену без цветов. Дорогих букетов берут много.
В прошлом году мужчина средних лет сделал сюрприз супруге на день рождения 6 марта — закупил на полмиллиона рублей разных цветов и заставил ими весь дом, она их увидела после ужина в ресторане. Неделю назад посетитель заказал жене букет на 35 тысяч рублей. Другой клиент набрал роз на 65 тысяч.
Один из недавних крупных заказов сделал мужчина: утром 8 Марта его жена получит корзину из 500 тюльпанов разных цветов, нарастающую композицию в форме пирамиды, а дочь — букет из 125-сантиметровых красных роз.
Мой самый любимый цветок — роза. Также нравятся орхидеи и герберы. Последние — символ нашей компании, их обожает брат. Самый запоминающийся букет мне подарил муж на 35‑летие. Он не был огромным, всего из 5 орхидей «цимбидиум», но очень красиво оформленных в форме солнца. Сама дарю разные цветы по настроению, только лилии не люблю из‑за запаха, а еще хризантемы — цветок без эмоций! Хотя многие любят их — стоят они долго. Мода постоянно меняется, вкусы потребителей тоже. Лет семь назад в свадебные букеты заказывали только лилии. Потом эустомы, похожие на кустовую розочку. Сейчас невесты сходят с ума по пионам — каждая вторая уже несколько лет просит именно их. Если раньше благовещенцы заморачивались на оформлении, сейчас просто лучше 15 роз возьмут и попросят ленточкой перевязать. Но в оформлении мы не отстаем от крупных городов. Флористы постоянно обучаются в Хабаровске, Владивостоке, Новосибирске, Москве.
Раньше были цветочные поставки в Приамурье и из Китая, себестоимость   продукции была низкая.  Но после возросшего юаня завозить ее стало невыгодно да и цветы у них некачественные. У розы, выращенной в Поднебесной, много шипов, бутон маленький и главное – она очень мало  стоит в вазе, буквально несколько часов.  Хотя наша фирма  никогда не торговала китайскими растениями,   больше переживаем за репутацию и закупаем розы с элитных плантаций Эквадора. Насколько я знаю,  никто из конкурентов   больше китайские цветы не возит. А вообще после  декабря 2014 года, когда резко взлетел курс доллара и евро  (а цены на импортные цветы в валюте)  мы первые полгода были в шоке, не знали, что делать. Торговали в убыток, если  бы мы подняли также стоимость  — амурчане бы просто не брали цветы. Многие бизнесмены урезали заявки в 2 раза,  рынок просел,  и в Голландии потом ценник снизили. Но некоторые игроки  не пережили кризисное время.
Чтобы цветы радовали долго, прежде чем их ставить в вазу, подрежьте стебли наискосок, держа в воде, и делайте это каждый день. Цветок должен пить воду, обычную из‑под крана, не надо наливать очищенную или кипяченую. Роза любит холодную воду, хризантемам можно налить теплую. Самая стойкая роза — сорта «эксплорер». Специально как‑то смотрели, сколько дома выстоит. Оказалось, три недели, каждый день подрезали. Никакие порошки, сахар, аспирин не добавляли.
Фото: Амурская правда (ampravda.ru)
Амурская правда