Над какими новинками МАЗ работает сегодня? С какими иностранными партнерами сотрудничает? На эти и другие вопросы отвечает директор по реализации автотехники в РБ, России и Украине Сергей Захаревич.
ОАО «Минский автомобильный завод» – одно из крупнейших предприятий СНГ, за время своей работы завоевавшее признание далеко за пределами Беларуси. Под брендом «МАЗ» выпускается широкий диапазон моделей грузовой, пассажирской и специальной техники, которая предоставляет комплексные транспортные решения, ориентированные на нужды потребителей.
Подробнее о том, над какими новинками МАЗ работает сегодня, с какими иностранными партнерами сотрудничает компания и как для нее складывается ситуация на внешних рынках, порталу «Евразия.Эксперт» рассказал заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» (управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»), директор по реализации автотехники в Республику Беларусь, Россию и Украину Сергей Захаревич.
– Сергей Николаевич, в 2017 г. МАЗ на 18 % повысил продажи автотехники по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. За счет чего удалось достичь подобных результатов и как планируется развивать успех?
– Предприятию удается развиваться за счет постоянной работы над расширением модельного ряда, гибкой ценовой политики и развития сервисного обслуживания.
Действительно, наблюдается положительная динамика продаж автотехники. Всего в 2017 г. было продано около 10 тыс. единиц автотехники. Большим спросом пользуются грузовые автомобили, прицепы, машины для коммунального хозяйства, автокраны, гидравлические подъемники и другая спецтехника.
Таких результатов удалось добиться благодаря специальным программам реализации в Республике Беларусь и Российской Федерации: «Льготный кредит», «Льготный лизинг».
Указанные программы реализуются при поддержке партнеров (банки «Сбербанк», «АК БАРС»; лизинговые компании «Промагролизинг», «Сбербанк Лизинг», «Балтийский лизинг» «Европлан»). Минским автомобильным заводом реализуется программа «Сервисный пакет», действующая на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
Минский автозавод начал поставлять в Россию грузовики с бесплатным сервисным пакетом. Первые два технических обслуживания можно будет проходить за счет производителя. Программа работает со второго полугодия 2017 г.
Сервисный пакет разработан Минским автозаводом совместно с официальным дистрибьютором в России ООО «МАЗ-РУС» . Воспользоваться им сможет любой покупатель белорусской автотехники в России. Сервисный пакет позволяет бесплатно пройти техническое обслуживание после обкатки и первое ТО (ТО-1).
Бесплатно пройти техобслуживание можно практически во всех крупных городах России – от Калининграда до Владивостока. Потребителю достаточно обратиться в ближайший сервисный центр, аккредитованный Минским автозаводом.
Программа призвана снизить эксплуатационные расходы и стоимость владения автотехникой, увеличить срок службы автомобилей. Кроме того, это еще и способ предупредить возможные проблемы с автотехникой МАЗ. При качественном и своевременном техническом обслуживании в официальной сервисной сети, правильной эксплуатации и использовании фирменных расходных материалов и запчастей грузовики МАЗ годами работают безотказно.
Запуск сервисного пакета на Минском автозаводе сделан с заботой о потребителе. Тем самым мы хотим помочь российским владельцам грузовиков снизить расходы, связанные с эксплуатацией белорусской автотехники и обеспечить надежность и безотказную работу автомобилей МАЗ, которые по-спартански работают в любых условиях – от аномальной жары до сильного мороза.
На территории России эффективно работают спецпрограммы «Льготный кредит» и «Льготный Лизинг», разработанные совместно с банками и лизинговыми компаниями, такими как «АК БАРС», «Сбербанк России», «Сбербанк Лизинг», что дает возможность приобрести автотехнику МАЗ на более выгодных условиях.
– Каковы основные рынки сбыта для продукции Минского автомобильного завода? С какими возможностями и препятствиями сталкивается компания на внешних рынках?
– Ключевыми рынками сбыта для Минского автозавода остаются Россия, Беларусь и другие республики бывшего Советского союза.
Помимо этого, предприятие наращивает поставки автотехники в страны дальнего зарубежья. Сейчас мы успешно развиваемся в странах Юго-Восточной Азии, в частности, во Вьетнаме, в странах Арабского региона.
Среди препятствий, с которыми сталкивается предприятие на отдельных внешних рынках, можно отметить сохраняющиеся тарифные ограничения и растущий уровень конкуренции со стороны азиатских производителей.
– Минский автомобильный завод активно осваивает рынок Юго-Восточной Азии. Каковы перспективы МАЗа во Вьетнаме и способна ли укрепить позиции компании действующая Зона свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом?
– За последние два года емкость рынка коммерческой техники стран Юго-Восточной Азии характеризовалась положительной динамикой.
В марте 2016 г. между Беларусью и Вьетнамом подписан «Протокол о содействии в производстве моторных транспортных средств на территории Вьетнама», согласно которому белорусской стороне предоставляются специальные условия по ввозу грузовой и пассажирской техники и машинокомплектов МАЗ в адрес совместных предприятий во Вьетнаме.
Во Вьетнаме предприятие реализует два совместных проекта:
• ООО СП «MAZ Asia» – предприятие по сборке и реализации грузовой автотехники с вьетнамской компанией «AuVietIndustry JSC». (40 км от г. Ханоя).
• «MAZ-Zenit» предприятие по сборке и реализации пассажирских автобусов с компанией «Zenit» (корпорация «Transerco»).
Рассчитываем, что данное соглашение даст импульс для наращивания поставок как во Вьетнам, так и в сопредельные страны, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (ACEAH).
За период с 2013 г. во Вьетнам было поставлено более 270 ед. автотехники, включая машинокомплекты автомобилей и автобусов.
– В Евразийской экономической комиссии активно обсуждаются меры по развитию промышленной кооперации в ЕАЭС. Рассматривает ли МАЗ возможность участия в кооперационных проектах с другими производителями из стран ЕАЭС?
– МАЗ активно сотрудничает со странами, входящими в ЕАЭС.
До 60 % комплектующих современного автомобиля МАЗ изготавливается на российских предприятиях, поэтому нашу машину в России часто называют отечественной.
В производстве белорусской автотехники принимают участие многочисленные российские заводы. Порядка 250 предприятий России поставляют на МАЗ комплектующие, сырье и материалы, в том числе двигатели, радиаторы, газовые системы, литейные материалы, трубную продукцию, цветной, сортовой и листовой прокат и пр.
Предприятие работает с 27-ю корпоративными партнерами (ООО «КОММАШ-ГРАЗ», АО «Мценский завод коммунального машиностроения», АО «Клинцовский автокрановый завод» и др.).
Основными поставщиками являются ОАО «Автодизель» (г. Ярославль); ООО «ЧКПЗ» (г. Челябинск); ООО «МефроуилзРуссиа» (г. Заинск); ОАО «Северсталь» (г. Череповец), ЗАО «МЗ Петросталь» (г. Санкт-Петербург).
Страны ЕАЭС являются основными торгово-экономическими партнерами Минского автомобильного завода. Многолетнее плодотворное сотрудничество с российской стороной основывается на взаимном уважении, партнерских отношениях и понимании общего дела, и это несмотря на то, что автомобилестроители Беларуси и России сегодня являются конкурентами на рынке.
Благодаря тесным связям мы рассчитываем преодолеть негативные тенденции, складывающиеся на рынках, и дальше развиваться. Ведь если МАЗ увеличивает объемы производства – значит, и поставщики имеют заказы, загружают свои мощности.
Кроме вышеперечисленного, Минский автозавод вместе с китайской компанией Weichai Power планирует локализовать производство силовых агрегатов. Их будут серийно выпускать на новом моторном заводе, который построят к 2019 г. в белорусско-китайском индустриальном парке «Великий камень» под Минском.
На новом заводе будут выпускать дизельные двигатели для грузовиков, спецмашин и автобусов. Мощность агрегатов составит от 220 до 460 «лошадей».
Проектная мощность завода составит до 20 тыс. моторов в год. Первое время завод будет работать в одну смену, а когда достигнет годового объема в 10 тыс. агрегатов, планируется перейти на двухсменку.
– Над какими новинками работает конструкторское бюро компании и какие перспективные сегменты рынка планирует осваивать МАЗ?
– Можно отметить проведение рестайлинга интерьера кабины двух- и трехосных тягачей с большой кабиной МАЗ. В кабине устанавливается обновленная приборная панель из качественного пластика, имеется комфортабельный спальный отсек (нижняя спальная полка увеличена в размерах), вход в кабину стал более удобным, высокая крыша дает ощущение простора). В 2018 г. планируется осуществить полный переход на рестайлинговый интерьер кабины.
Среди последних новинок, разработанных нашими конструкторами, стоит отметить самосвал МАЗ-6501Е9-584-000 (6х4) оснащен не только 435-сильным двигателем экологического стандарта Евро-5, но и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison 4500 – на серийном минском самосвале такая применяется впервые. Автомобиль рассчитан на полную массу 33,5 т, при этом его технически допустимая грузоподъемность достигает 20,35 т.
Еще одна новинка – четырехосный «евросамосвал» из перспективного семейства МАЗ-6516М9 с новой кабиной и 476-сильным силовым агрегатом Mercedes-BenzOM471 уровня Евро-6.
Среди наиболее перспективных разработок – седельный тягач МАЗ-5440Y8 (4х2) с газовым двигателем.
Большой интерес у специалистов и потенциальных покупателей вызывает автомобиль-офис «МАЗ»-«Купава» 673110 на шасси МАЗ-631223 с двигателем Weichai экологического класса Евро-5, работающим на сжатом природном газе.
Очень перспективна и одна из последних разработок – автомобиль для транспортировки и заправки сжиженных углеводородных газов модели АПЦЗ-16 на базе автомобильного шасси МАЗ-6501Y8 с газовым двигателем Cummins, способным использовать в качестве топлива как сжатый, так и сжиженный газ. В этой модификации на наше шасси установлена 16-кубовая цистерна производства КНР.
Далее автобус МАЗ 231185 для междугородних и пригородных перевозок, оснащенный подъемником для инвалидов-колясочников, который мы впервые показали на недавно прошедшей международной выставке коммерческого транспорта Comtrans-2017 в Москве. В салоне установлено 47 сидений, в том числе два откидных. Предусмотрено и отдельное место для человека в инвалидной коляске. Еще один атрибут безбарьерной среды – специальный лифт для людей с физическими особенностями. Автобус вмещает до 87 человек, 18-тонную машину разгоняет немецкий двигатель Daimler, который дополняет коробка передач Allison.
Высокую оценку специалистов и пассажиров уже успел получить новый школьный автобус МАЗ 257S30. Он рассчитан на перевозку 29 детей и двух взрослых сопровождающих. В дверях есть выдвижная дополнительная ступенька, что делает вход в салон удобным даже для первоклашек. Детские кресла оснащены четырехточечными ремнями безопасности, над креслами расположены багажные полки для школьных рюкзаков. Автобус оснащен мультимедийной системой и внешней громкой связью. Он комплектуется 170-сильным турбодизелем CumminsISF3.8 168 экологического класса Евро-5 и механической 6-ступенчатой коробкой передач FastGear 6J70T.
Ведется разработка комбинированной дорожной машины с навесным оборудованием ArcticMachine (Финляндия).
Совместно с датской компанией J. Hvidtved Larsen A/S изготовлена каналопромывочная машина МАЗ-4926W2-L30. Проводится серия презентационных мероприятий. В стадии разработки еще одна каналопромывочная машина МАЗ-6926V8-L30.
Поскольку с 1 января 2018 г. все типы автомобилей, производимые или импортируемые в ЕАЭС, должны соответствовать стандарту Евро-5, в конце 2017 г. ОАО «МАЗ» перешел на выпуск всей линейки техники для ЕАЭС на Евро-5.
Предприятие применяет соответствующие данному стандарту двигатели российского, белорусского и немецкого производства. Еще одним направлением развития линейки транспортных средств с двигателями экологического класса Евро-5 является расширение гаммы автомобилей с хорошо зарекомендовавшими себя двигателями Weichai Power.
Также ведется разработка перспективного ряда моделей автотехники полноприводных автомобилей с модернизированными узлами и агрегатами.
Ведется расширение линейки автотехники экологического класса Евро-6 для рынка ЕС и международных перевозчиков.
Фото: eurasia.expert
ЕвразияЭксперт