В эту зиму в ЕАО действуют два ледовых перехода в Китай и обратно. Дальнобойщикам, перевозящим фрукты и овощи, приходится сутками жить в своих кабинах, дожидаясь своей очереди...
Опытные туристы знают, что на обоих переходах бытовые условия отвратительны. В залах ожидания негде присесть. В Нижнеленинском за годы существования порта построили на улице лишь деревянный туалет «типа сортир». А в Амурзете негде ни поесть, ни сходить по нужде. Так что в эти пункты пропуска (ПП) лучше приезжать ближе к моменту перехода.
Но границу пересекают не только туристы. Между нашими странами уже давно установилась активная внешне-экономическая деятельность. И пока не сдан железнодорожный мост, все перевозки производятся автомобильным транспортом. Как вы думаете, сколько времени нужно водителю, чтобы миновать пункт пропуска?
Этот вопрос я задал предпринимателю Антону Акимову, который занимается международными грузоперевозками. Он тут же позвонил одному из своих водителей, отправившихся в Китай через Нижнеленинское.
– Говорит, что перед ним девяносто машин. Это с нашей стороны. С китайской, наверно, не меньше. Так что провести в кабине ему придётся по крайней мере сутки.
Действительно, по данным Биробиджанской таможни, предельная пропускная способность этого ПП сейчас – 85 машин за смену, в Амурзете пройти досмотр и пересечь границу могут не более 56 машин. Обычно меньше. А в начале зимы, после установления ледовых переправ, в день пропускали лишь до 68 и 42 машин соответственно. В январе состоялось совещание у губернатора, и тот предложил контролирующим органам и работникам портов удлинить рабочий день на час.
Очереди укоротились, но не исчезли: дальнобойщикам всё равно приходится сутки, а то и не одни, проводить в кабинах своих машин, питаясь всухомятку. А в Амурзете недавно место их обычной стоянки отдали в аренду. Вроде бы здесь в будущем будет построена стоянка, но нового, хотя бы временного, места не предоставили. Водители пристраивают свои автомобили кто где может. А ведь на прогрев моторов и фур с овощами и фруктами тратится бензин плюс дальнобойщикам, разумеется, платятся командировочные за то время, что они стоят на пограничном переходе.
Вообще-то обустройством ПП ведает Федеральное государственное казённое учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росгранстрой» (ФГКУ «Росгранстрой»). На вопрос нашей редакции, предпринимает ли это ведомство какие-то меры для создания элементарных удобств в пунктах перехода, директор Хабаровского филиала ФГКУ Юрий Гориславец ответил:
«Вопросы обустройства, в т. ч. благоустройства прилегающей территории (земельного участка) к пунктам пропуска, не относятся к компетенции ФГКУ «Росгранстрой» и находятся в зоне ответственности муниципальных образований. Губернатором ЕАО 11 января 2018 года даны соответствующие поручения главам районов по созданию необходимых условий для водителей транспортных средств. В пределах пунктов пропуска… условия для физических лиц... а также для деятельности… государственных органов созданы».
Поручение муниципалам действительно дано, но с их стороны ещё ничего не сделано. А вообще странно: пограничные переходы существуют десятилетиями, практически весь доход от их деятельности идёт государству. Неужели у казённого «Росгранстроя» за это время не нашлось возможности не только обустроить рабочие места пограничников, таможенников, но и хоть как-то позаботиться о тех, кто вынужден проводить немало времени в ожидании перехода границы?
Всё это похоже на хозяйку, которая содержит в чистоте избу, не заботясь о том, что творится за дверью.
Очереди перевозчиков на пограничных переходах выстраиваются не круглый год.
Заторы на границе возникают с открытием ледовой переправы в конце ноября – начале декабря и не исчезают до её закрытия в конце марта – начале апреля.
Всё дело в том, что основной поток машин из ЕАО перевозит в Китай главную сельскохозяйственную культуру – сою. В конце года у фермеров наступает пора расчётов с банками, а самый востребованный товар, выращенный на наших полях, – именно соевые бобы. В этом году их урожай был очень даже весомый.
Из-за этого снизились закупочные цены, что потребовало увеличения объёмов продажи и стало одной из причин возросших грузопотоков по ледовым переправам. Но и в прежние годы зима была напряжённой порой на ПП. Именно в это время осуществляется вывоз леса по зимникам. Зато летом таможенники и пограничники работают без напряга. В иные дни через пункты пропуска не проходит ни одной машины. А во время установки понтонных мостов и обустройства ледовой дороги ПП вообще закрываются.
– Мне кажется, работу таможни надо построить в соответствии с грузовыми потоками, – считает заместитель начальника управления экономики правительства ЕАО Аркадий Уманский, курирующий внешнеэкономическую деятельность. – В декабре и до середины января световой день действительно короток, но в феврале, марте пропускные пункты могли бы работать с семи утра до семи вечера, а то и позже. Отгулы за переработку можно предоставить летом и осенью.
В беседе в Биробиджанской таможне с заместителем начальника Светланой Миргородской и начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Виктором Кравсчуком я передал это мнение Аркадия Израйлевича. Они отреагировали на него без энтузиазма. Дескать, их работники – государственные служащие, защищённые Трудовым кодексом. Менять режим их службы они не вправе. Однако, быть может, стоит поставить этот вопрос перед вышестоящим начальством. В конце концов, таможня создана для людей, а не люди для таможни. Ледовая переправа в ближайшее время закроется, и до открытия её в декабре можно как-то порешать этот вопрос.
Самой страдающей стороной в этой ситуации можно считать тех предпринимателей, которые перевозят импортные скоропортящиеся продукты. Это в основном овощи и фрукты.
Правда, на рабочей встрече с участниками внешнеэкономической деятельности, состоявшейся в конце декабря прошлого года, кое-кто из таможенных руководителей заявил, что эти товары к скоропортящимся не относятся. При идеальных условиях (температура, влажность) некоторые плоды и ягоды действительно могут храниться довольно долго, благодаря чему их продают практически круглогодично. Но создать таковые в фурах, по нескольку суток простаивающих на морозе в ожидании проезда через границу, вряд ли возможно. Тем более в случаях, когда таможенники проводят досмотр груза. Всё содержимое фуры выставляется в ангар, отапливать который должны сами перевозчики. Разгрузка и последующая погрузка досмотренного товара производятся тоже за их счёт.
– Мало того, что на всё это тратится каждый раз до ста тысяч рублей, минимум тонна фруктов или овощей потом просто выбрасывается,
– рассказал заместитель директора ООО «Цзямусы» Сергей Белоносов.
Фирма, в которой он работает, – одна из двух крупных организаций, занимающихся импортом плодоовощной продукции для Биробиджана. И к таможенникам у него немало претензий. По его словам, досмотры слишком часты и безосновательны. Причём даже когда имеется возможность осмотреть лишь часть груза, вызвавшую подозрение, заставляют выгружать весь товар. При малейшем нарушении составляется протокол.
– Обычно обнаруживают незначительный перевес какого-то овоща или фрукта, – возмущается Сергей Анатольевич. – В прошлом году меня наказали за то, что в 20-тонной фуре было на 400 граммов баклажанов больше, чем задекларировано. В этом году за неделю провели два досмотра. Первый ничего не выявил, второй – перевес одного овоща на 5,5 килограмма, хотя общий недовес в сравнении с заявленным – более 600 килограммов.
Виктор Кравчук засомневался в подлинности слов предпринимателя:
– Вряд ли бы стали составлять протокол только за 400 граммов. Скорее всего, по другим позициям он был более существенный.
Я попросил его предоставить мне данные о выявленных в прошлом году нарушениях при перевозке плодоовощной продукции. Оказалось, что было проведено шесть таможенных досмотров, по результатам которых возбуждено пять дел. Обнаруженное превышение веса составило 1,4 тонны. Если бы даже все эти нарушения относились только к фирме «Цзямусы», которая за 2017 год завезла в область около 15 тысяч тонн фруктов и овощей, то обнаруженное количество перевеса составляет 0,01 процента от всего количества. Поистине, гора родила мышь!
– Такие проверки таможня проводит, чтобы оправдать своё существование, – считает Белоносов.
Не хочу быть неправильно понятым. Я не за то, чтобы пограничники и таможенники закрывали глаза на нарушения и работали небрежно. Их деятельность была, есть и будет необходимой. Ведь плодоовощная продукция – лишь малая часть грузов, перевозимых через границу. И даже не в защиту дальнобойщиков написана эта статья. В конце концов, труд водителей оплачивается неплохо, хотя обеспечить им достойные условия труда нужно. Не останутся в убытке и бизнесмены. Они отобьют свои расходы и потери, повысив цены. То есть за счёт нас, покупателей. Мы-то заметили, что овощи и фрукты этой зимой стали поистине золотыми.
Фото: gazetaeao.ru