Если на границе скопилась очередь из трехсот автомобилей, водители большегрузов проведут в ней, скорее всего, не меньше двух суток.
В соседней Литве очередь работает не по "неписанным законам" а как-раз наоборот: там оборудован накопитель с электронной очередью. Там же водитель может принять душ и перекусить, не боясь, что коллеги его обгонят — пограничники соблюдают очередность. В Беларуси, сколько ни просили водители большегрузов, накопителя не оборудовали. Многие с надеждой поглядывали на развернувшуюся некоторое время назад у пункта пропуска стройку, но, оказалось, строили очередной терминал.
На соседней автозаправке оборудован душ. Стоимость услуги — два рубля. Но водители предпочитают не терять место в очереди и дождаться въезда в Литву, тогда принять душ можно будет на любой заправке, не опасаясь, что кто-то уведет у тебя место в очереди. Водители просят — поставьте хотя бы туалет на обочине. И обещают — его никто не украдет.
Чтобы не перетруждаться
В нескольких километрах от хвоста очереди стоят еще несколько большегрузов — это те, кто вынужден отдохнуть девять часов после рабочего дня. Водители-дальнобойщики одни из немногих, кому начальство и сотрудники ГАИ буквально запрещают перетруждаться. Вот только радует это далеко не всех водителей.
"Если переработаю хоть пятнадцать минут, то дадут такой штраф, что я за рейс столько не заработаю. А где я сплю, как я сплю, никого не интересует. В итоге бывает, что до дома остается тридцать километров, а мне нужно останавливать машину, чтобы отдохнуть. Где я лучше отдохну — в кабине или дома?" — задается риторическим вопросом водитель Николай.
О размере штрафов говорят размыто, но понятно — штрафы сумасшедшие.
Сотрудники заправки с пониманием относятся к проблеме водителей — предполагают, что особенно сложно работать зимой. Водители же рассказывают о тяготах поездок в летний период, который, оказывается, потруднее зимнего.
Как только столбик термометра поднимается выше 25 градусов, большегруз уже не может ехать по дороге — вредит асфальту, приходится ждать ночи. А днем — отсыпаться.
"Представьте, как спать в этой кабине в жару. Кондиционеры работают, только когда машина заведена, но тогда расходуется топливо. Если хотим, можем пользоваться кондиционером за свой счет, а это дорого. В итоге, не выспавшись, мы едем ночью. Сейчас разрешили хотя бы по платной дороге ехать без ограничений по температурному режиму, а в Европе подобных ограничений нет", — рассказывают водители.
Когда пропадут очереди
Каменный лог многие выбирают потому, что через этот пункт пропуска автомобиль может ехать с полными баками. В Польшу можно ввозить не больше 200 литров бензина. Водители говорят, если поляки уберут ограничения, очереди исчезнут, через Каменный лог будут ездить только водители, которые едут в Литву.
Иностранцы стоят смирно — им платят за часы, проведенные в рейсе. Большинство же белорусов зарабатывают только когда крутятся колеса. Кто-то говорит, что заработки уже не те и за рулем остаются по привычке.
"Я здесь за неделю получаю столько, сколько на заводе заработал бы за месяц. Здесь меня не могут лишить премии, урезать зарплату, я сел в кабину и сам себе хозяин. Шефу с утра смс-очку отправил — и еду", — рассказывает водитель Сергей.
На все вопросы дальнобоев — где про них напишут — отвечаем "читайте на Sputnik.by". Они улыбаются и говорят, что будут ждать — времени-то у них все равно много.
Фото: Sputnik.by
Sputnik Беларусь