Сразу после формирования Правительства Кремль инициирует экономическую реформу. Эксперты прогнозируют, что ее ключевым блоком станет выведение бизнеса из серого сегмента.
Когда это начнется и по какому пути пойдут власти – рассказывает управляющий партнер «ЭНСО», глава комитета по ОРВ регионального отделения «Деловой России» Алексей Головченко.
По итогам заседания Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов, которое прошло в декабре 2017 года, Владимир Путин дал 18 поручений Правительству, Генпрокуратуре и бизнес-объединениям. Считается, что у нас исполняется только 60% поручений главы государства: остальное или волокитится, или исполняется не так, как было анонсировано. Но мне кажется, что в случае этих «декабрьских тезисов» будет по-другому.
Одним из важнейших вопросов этого документа (в полном виде его можно найти на сайте Кремля) стал пункт № 7: «рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности». Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия» должны подготовить свои предложения до 15 августа. Для меня это значит, что с 16 августа 2018 года начинается массированная ликвидация «теневой экономики».
Первая причина, по которой мы ждем наступления на «скрытое предпринимательство», – это невыгодно государству, потому что это колоссальные потери бюджета. Недавно смотрел статистику, согласно которой в «серой зоне» находится порядка 20% всего ВВП России. Поэтому я прогнозирую, что
уже в августе будет поставлен вопрос о существенном ужесточении ответственности за работу без регистрации, лицензии и передачи фискальных данных.
Сейчас штрафы не очень высокие, и если человека, например, поймали за торговлю без ИП, он заплатит 2 тыс. руб. Это не страшно.
Вторая причина, по которой борьба с теневым сектором станет всеобщей, – проблемы в экономике обострили неконкурентное состояние в каких-то сферах. Табачный рынок страны на 30% наполнен контрафактом. А как выживать предприятиям, которые за акциз платят 80 руб.? Лицензированное такси платит налоги, за страховку и счет в банке, и оно заинтересовано в том, чтоб убрать «нелегальных бомбил». Ни одна самая эффективная компания не может конкурировать с нелегалами.
Если вспомнить, что нам повысят НДФЛ до 15% и НДС до 20–22% (в СМИ это называют дискуссией, но в кулуарах домов власти говорят, что это уже согласованное Москвой решение), то получается, что убрать весь теневой сектор теперь важно в первую очередь для предпринимателей. Иначе нагрузка будет слишком неравномерной. Вероятнее всего, мы увидим пакет предложений, связанных с ужесточением уголовной ответственности за налоговые преступления.
И, наконец, третья причина, по которой государство, на мой взгляд, не остановится на полумерах. Вся теневая экономика, которая не регулируется государством, регулируется кем-то другим. Нелегальные фрукты и овощи, парковки и алкоголь. Где аккумулируются доходы от этой деятельности? Можно ли гарантировать, что значительная часть денег, которая прячется там, не создает риски по линии безопасности и финансирования терроризма? Возможно, речь пойдет о еще большем «закручивании гаек» по линии финмониторинга, операций по расчетным счетам в банках и прочем.
Все ждут, какие новые меры борьбы с теневым сектором внедрит государство.
Прогнозирую, что криков о том, как «власть душит бизнес», будет много.
Но я знаю не один пример того, что люди, которые больше всех кричат «пожар», сами его разжигают.
Государство планомерно двигается в этом направлении. Отсюда требование по внедрению контрольно-кассовой техники, отсюда появление системы «Платон», который стал причиной протеста и бунта дальнобойщиков на дорогах. И что? Повозмущались и дальше работать стали. Вот и здесь крики будут сильные, но недолго.
Фото: truckandroad.ru
Алексей Головченко