Развитие аграрного сектора автоматически спровоцировало значительный интерес к производству спецтехники. Как показывает официальная статистика, импортозамещение здесь растёт стабильными темпами.
Производственный потенциал и возможности импортозамещения
Потребность аграриев в современной обрабатывающей технике очевидна — это обусловлено не только ростом производства данного сектора, но и значительным отложенным спросом, который формировался не одно десятилетие. Что касается конъюнктуры покупательского спроса, то заинтересованность в отечественной продукции обусловлена сразу несколькими факторами: во-первых, рост курса валют сделал иностранную сельхозтехнику недоступной для российских аграриев; во-вторых,
отечественная спецтехника собирается с использованием зарубежных комплектующих, приближаясь к конкурентным образцам по многим эксплуатационным показателям.
Доля таких компонентов иногда достигает 70, а в ряде случаев и 90%, что негативно сказывается на стоимости и позволяет считать технику отечественной лишь формально.
Кроме того, в самой системе подобных оценок существуют противоречия. Так, по словам Натальи Зудиной, заместителя генерального директора АО «Росагролизинг», существует целый ряд правительственных постановлений, содержащих критерии, по которым сельхозтехника классифицируется на отечественную и зарубежную, причём сами критерии не согласованы, в результате чего один и тот же образец может удовлетворять требованиям одного документа и претендовать на меры господдержки, а по другим – нет.
Что же касается производства российской сельскохозяйственной техники, то об импортозамещении говорить пока рано, об этом свидетельствует анализ эффективности мер государственной поддержки и субсидирования, по результатам которого было признано, что российских производственных мощностей не хватает для насыщения внутреннего рынка.
Так, Пётр Чекмарев — представитель Министерства сельского хозяйства, отметил, что государству придётся субсидировать покупку и иностранной техники, поскольку для поддержания темпов сельскохозяйственного роста необходимо закупать до 56 тыс. тракторов вместо нынешних 11-12 тыс., в то время как российские заводы способны произвести только 6,5 тыс. единиц.
При всём этом, потенциал российского рынка столь велик, что является мощной движущей силой по привлечению инвесторов даже в условиях санкционной борьбы.
Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик отмечает, что в настоящее время списывается и выходит из строя гораздо больше техники, нежели приобретается, ввиду чего спрос будет только расти. Кроме того, сохранение высоких валютных котировок делает использование иностранных компонентов малорентабельным, ввиду чего сложные экономические условия являются двигателем процесса локализации сборки.
Основанием для такого вывода послужил запуск немецкой компанией Claas второй производственной очереди по сборке комбайнов и тракторов в Краснодаре, при этом в качестве основного приоритета заявлен уровень локализации в 50%. Это позволит не только обеспечить конкурентоспособную стоимость продукции, но и позволит участвовать в программах государственной поддержки и субсидирования, основным участником которых, на сегодняшний день, является Ростсельмаш.
С одной стороны, это предопределяет импортозамещение на уровне использования узлов и компонентов, с другой – создаёт определённые затруднения для традиционных российских производителей. Как отмечает Виталий Дербеденев — генеральный директор консалтинговой компании ФОК, меры государственной поддержки позволят немецкому производителю нивелировать до 25-30% стоимости, а именно на эту величину отличаются цены российской и зарубежной сельхозтехники.
Иными словами, можно сказать, что отечественное машиностроение пока не в состоянии полностью закрыть потребности растущего рынка и обеспечить отложенный спрос. Это обусловлено не только нехваткой существующих мощностей, но и отсутствием отечественных аналогов ряда необходимых компонентов.
Объективная зависимость от импортируемой техники и потенциальное замедление темпов импортозамещения
Как показывают официальные данные, несмотря на кризис и снижение доступности иностранной продукции, востребованность в данной группе товаров только растёт. Так, доля иностранного оборудования и машин увеличилась с 44,8% в 2015 до 47,4% в 2016 году, при этом по ряду компонентов зависимость от импорта в секторе производства сельскохозяйственной техники составляет от 50 до 90%.
Несколько выбивается из общей тенденции такой показатель как экспорт готовой техники, достигший в 2017 году 16% и опередивший импорт, составивший 13%. Однако стоит понимать, что этому способствовал перенос в Россию ряда сборочных производств, включая вышеупомянутый завод Claas и Hitachi, ориентированных в том числе и на страны ближнего зарубежья. Этому способствовало стремление иностранных производителей снизить производственные и логистические издержки, поскольку стоимость рабочей силы благодаря падению курса рубля несоизмеримо снизилась.
Тем не менее, несмотря на обозначенные векторы, обусловленные экономической конъюнктурой, дальнейшее импортозамещение в сегменте производства сельскохозяйственной техники, очевидно, будет связано с рядом объективных сложностей. Прежде всего,
отечественные компании практически исчерпали свой производственный потенциал, а компонентная база, которая позволила бы нарастить локализацию, крайне ограничена,
и её расширение требует значительных инвестиций, которые в условиях кризиса и санкционных ограничений привлечь не так просто.
Разумеется, при длительном сохранении текущей конъюнктуры можно рассчитывать на то, что ряд компаний создаст в России и производство столь необходимых компонентов, но, как полагает Алексей Крыловский — президент AV Group, нынешняя политика в сфере импортозамещения носит «догоняющий» характер, что при снятии санкционных барьеров поставит подобные производства в крайне сложные условия. Именно это и является основным сдерживающим фактором как для отечественных, так и для иностранных компаний. Кроме того, и большинство аграриев предпочитает технику, базирующуюся на иностранных технологиях, даже при большей стоимости, как более надёжную и эффективную, так что использование компонентной и агрегатной базы, унаследованной от Советского Союза, лишено перспектив.
Подводя итог, можно отметить, что интенсивное импортозамещение на начальных этапах программы стало возможным лишь благодаря уже существующим производственным мощностям. Дальнейший же рост будет определяться как экономической ситуацией, так и мерами государственного стимулирования российских компаний, поэтому говорить о скором достижении полной независимости от импорта пока рано.