Рекордный рост цен на автомобильное топливо привел к значительному увеличению объема контрафакта на АЗС. АЗС разоряются и идут на мошенничество...
Согласно данным Росстата, цены на топливо на автозаправках третью неделю подряд растут на 0,4%. На сегодняшний день средняя цена бензина составляет 40,43 руб. за литр. Причиной роста стоимости топлива стали исторический максимум биржевых цен и ожидание повышения акцизов.
По оценкам Московской топливной ассоциации,
в столице рост цен на бензин стал максимальным с начала года.
Аи-95 в апреле подорожал в 20 раз быстрее, чем за январь—март, вместе взятые, его средняя стоимость сейчас составляет 41,65 рубля. Практически выровнялось с Аи-95 по цене дизельное топливо, подорожав на 0,63 рубля до 41,66 за литр. Но в ФАС заявили, что ситуация находится под контролем и рост цен не превысит темпы инфляции.
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин объяснил «URA.RU» рост цены на бензин историческим максимумом с ноября 2014 года нефтяных котировок.
«Одной из важнейших составляющих бензина, помимо акцизов, является именно цена на нефть. Если в рублях нефть дорожает, то автоматически вырастут в цене и ее производные», — сказал эксперт. По его прогнозам, в ближайшее время нефтяные цены сохранятся на прежнем уровне.
Кроме того, ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо в России с 1 января 2018 года дополнительно повышены на 50 копеек за литр, в результате чего их рост достиг 10,7% и 12,7% соответственно. С 1 июля ставки акциза на бензин пятого класса повысятся до 11 892 рублей за тонну, а на дизельное топливо — до 8 258 рублей за тонну.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал «URA.RU», что из-за резкого скачка оптовых цен розница сегодня вынуждена работать в убыток:
«Если еще крупные нефтяные компании могут себе это позволить, то независимые АЗС — нет. Многие уже давно пытаются уйти с рынка».
Аркуша также сообщил, что резкий рост на топливо сразу же привел к появлению на рынке колоссальных объемов контрафакта крайне низкого качества.
По данным Росстандарта, в 2016 году нарушения были обнаружены на 18% российских заправок, при этом 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств. По разным оценкам, объем контрафакта на рынке может составлять 6-10 млн тонн (около 8-15% от потребления бензина и дизельного топлива в России).
Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин в разговоре с «URA.RU» подтвердил: оптовые цены сегодня настолько высокие, что в среднем на одном литре топлива АЗС зарабатывает рубль. Между тем, по его словам, для покрытия издержек заправочная станция должна получать с литра не менее четырех рублей.
«По этой причине многие начинают работать по „серым“ схемам. В большинстве случаев речь идет о контрафактном дизельном топливе. АЗС покупают у сомнительных поставщиков его заменители — например, печное или судовое топливо. В дальнейшем его продают под видом автомобильного»,
— рассказал Ашихмин. Закупочная цена контрафакта, естественно, ниже, и прибыль в итоге получается куда более высокой. Для потребителя такое топливо тоже оказывается заметно дешевле — порой в полтора раза.
По словам собеседника «URA.RU», чаще всего продажей контрафакта грешат небольшие АЗС. В то же время он признал, что купить плохое топливо можно и на крупной сетевой заправке — многие из них в регионах работают по франшизе.
«Если речь идет о низкокачественном дизельном топливе, то в нем значительно превышено содержание серы. Это отражается на экологии и на износе двигателя автомобиля. За один раз, скорее всего, двигатель не выйдет из строя, а раз так, то доказать связь между заправкой и возникшей неисправностью очень сложно», — пояснил Ашихмин. Он подчеркнул, что некоторые автомобилисты осознанно заливают некачественное топливо, желая сэкономить.
В регионах также подтверждают, что контрафакта становится все больше и больше. В частности, Топливная ассоциация Владимирской области уже направила письмо президенту, в котором пожаловалась на сложившуюся на рынке ситуацию.
Несмотря на перечисленные проблемы, согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», 72% россиян исключают возможность полностью отказаться от автомобиля в связи с ростом расходов на его содержание, а 17% даже не допускают такой мысли. В то же время наиболее острой проблемой автомобилисты называют рост цен на топливо.