Бывшего руководителя Министерства транспорта специалисты ругают не сильно, однако не скрывают, что чиновнику удалось далеко не всё за свои 6 лет во главе ведомства. Евгений Дитрих возглавил Минтранс с 18 мая, и на него возлагают большие надежды.
Шестилетка Максима Соколова
Максим Соколов возглавил Минтранс 6 лет назад, в 2012 году. Долгое время он работал в Санкт-Петербурге, где и родился, в том числе и в правительстве города на посту председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. С 2009 по 2012 годы Соколов был директором Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. Опыта работы в транспортной и дорожной сферах у Соколова не было, что, возможно, и помешало чиновнику решить все насущные проблемы. Можно вспомнить историю с обанкротившейся авиакомпанией «ВИМ-Авия», за что Президент РФ объявил Соколову о неполном служебном соответствии. Критику от высшего руководства страны чиновник получал и за проблемы со строительством ЦКАД. Однако Минтранс есть, за что похвалить.
«Состояние дорожной отрасли России не в пример лучше, чем 6 лет назад. В 2012 году в нормативном состоянии находилось всего 20% федеральных и менее 40% региональных трасс. Про местные дороги можно и не говорить, многие из них не ремонтировались с советских времен.
К началу 2018 года к нормативному состоянию приведено почти 80% федеральных и 60% региональных дорог»,
- отмечает начальник инвестиционно-аналитического управления Группы компаний «АВТОБАН» Дмитрий Стерлягов.
Дорожная отрасль сумела преодолеть кризис ликвидности 2014 года: после падения в 2014-2016 годах рынок стабилизировался, а сейчас хоть и осторожными шагами, но пошел в рост, убежден Стерлягов.
«Наиболее существенными изменениями дорожной отрасли стало возрождение после десятилетнего забвения дорожных фондов, обновление нормативов дорожного строительства, которые не менялись почти 40 лет, развитие ГЧП-проектов и рост применения инновационных технологий», - говорит специалист «АВТОБАНа», приводя в пример ряд российских нефтехимических заводов, которые освоили выпуск высококачественных полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) для асфальтобетонной смеси - дорога с их использованием не покрывается трещинами весной и не подвержена образованию колеи летом.
Российские проектировщики разработали отечественный аналог американской системы superpave (Superior Performing Asphalt Pavement), который увеличивает срок службы трассы на 25-30% и снижает затраты на строительство. Если за 2014-2017 годы по этой технологии построили 208 км, то в 2018-2019 годах запланировано строительство уже 1050 км дорог. Важным достижением стало создание научно-исследовательских лабораторных центров для разработки и внедрения инновационных материалов, повышающих срок службы дорог. В плюсы команды Соколова можно засчитать и успешную подготовку транспортной и дорожной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
«Наиболее яркое достижение команды Максима Соколова – успешное завершение «стройки века»: ввод в эксплуатацию Крымского моста на полгода раньше запланированного срока.
К успехам министерства можно причислить проект «Безопасные и качественные дороги», охвативший 38 крупных городских агломераций, численность населения в каждой из которых превышает 500 тысяч человек», - добавляет Дмитрий Стерлягов.
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев согласен, что федеральные трассы за последние годы стали значительно лучше, но все же, если сравнивать с развитыми странами, дорожная отрасль у нас находится на невысоком уровне. «Во-первых, даже федеральные трассы у нас это, как правило, двухполосная дорога. Именно этот факт и является основной причиной гибели огромного количества людей при лобовых столкновениях. Во-вторых, федеральные трассы в ряде случаев прерываются региональными и муниципальными дорогами. Это создает огромные неудобства при выполнении региональных грузовых перевозок, особенно в период весенних ограничений. В-третьих, вдоль федеральных трасс очень слабо развит придорожный сервис, а в Сибири и на Дальнем Востоке его можно сказать, практически нет», - отмечает Трунаев.
Об этом же говорит и Дмитрий Стерлягов. Несмотря на все позитивные сдвиги, транспортная система России пока еще заметно отстает от развитых стран. «Протяженность федеральных автомобильных трасс у нас в 20 раз меньше, чем в Китае и в 10 раз меньше, чем в США. В то время, как в мире тестируют дороги, которые сами подзаряжают электрокары во время движения, по некоторым российским дорогам во время весенне-осенней распутицы не может проехать даже гусеничный грейдер. Не преодолена радиальная схема дорог, при которой нет удобной связи между регионами, а все основные дороги стремятся в Москву, где упираются в круглосуточную пробку на МКАДе.
В стране катастрофически не хватает мостов. Если в территории США протекает 250 тысяч рек, через которые построено 600 тысяч мостов, то в России через 2,8 млн рек перекинуто 72,5 тысячи мостов. В результате реки и железнодорожные пути не столько объединяют, сколько разъединяют территорию», - убежден эксперт.
В сфере грузоперевозок за последние 6 лет хорошего произошло мало, считают специалисты.
«На мой взгляд, ничего значимого в сфере грузовых автоперевозок Максим Соколов не сделал», - уверен Трунаев, отмечая, что об эффективности системы «Платон» пока говорить не приходится, поскольку пока примерно половина собранных средств идет на плату концессионеру.
Системой «Платон», которая обязывает владельцев 12-тонников платить за проезд по федеральным трассам, были недовольны многие дальнобойщики, они устраивали протесты по всей стране. И в том числе Евгений Дитрих в 2015 году вел переговоры с перевозчиками и дальнобойщиками, чтобы прийти к консенсусу.
Надежды на нового министра
Специалисты транспортной и дорожной сфер уже более 10-ти лет твердят о необходимости изменений в работе Министерства транспорта.
«Работу ведомства надо развернуть в сторону общения с профессиональными объединениями. Активнее привлекать такие объединения в качестве экспертов при рассмотрении важных нормативно-правовых документов, находящихся в проектном состоянии», - говорит Вячеслав Трунаев. И в последние 2 года именно Дитрих предпринял немало усилий к тому, чтобы наладить диалог с отраслевыми объединениями предпринимателей.
Он лично принимал активное участие в острейших дискуссиях с представителями транспортной отрасли.
«Результат - позитивные сдвиги в решении ряда злободневных вопросов. Надеемся, что этот опыт будет продолжен и преумножен», - подытоживает Трунаев.
Большие надежды на нового министра возлагают не только перевозчики, но и дорожники.
«От нового главы Министерства транспорта РФ мы ожидаем завершения крупнейших инфраструктурных проектов, начатых его предшественником, - ЦКАД и М-11 «Москва-Санкт-Петербург». Ждем начала строительства новых федеральных и международных транспортных коридоров: дублера трассы М-7 «Москва - Казань», магистралей Екатеринбург - Великие Луки, Казань - Екатеринбург, Сочи - Новороссийск, Челябинск - Екатеринбург, Ижевск - Пермь, - отмечает представитель «АВТОБАНа».
В ближайшие 6 лет мы ожидаем роста инвестиций в ключевые региональные дороги. Из-за хронической нехватки денег превратить старые региональные дороги в современные скоростные автобаны можно только за счет федерального бюджета».
По утвержденному Министерством РФ в апреле плану, более 17 тыс. км региональных дорог в несколько этапов перейдут в статус федеральных. К тому же с января 2019 года региональные дорожные фонды получат еще один источник дохода - штрафы за нарушение Правил дорожного движения. Такая поддержка дорожных фондов позволит регионам увеличить вложения в строительство и поддержку дорожной сети, так что дорожно-строительным организациям следующие 6 лет предстоит активно потрудиться. Напомним, по решению Президента РФ в эти годы дорожную отрасль страны ожидает масштабный приток средств - расходы на автомобильные дороги превысят 11 трлн рублей. Об этом Владимир Путин в марте 2018 года заявил в послании Федеральному Собранию.
«Чтобы строить больше хороших дорог за меньшие деньги, необходимо усовершенствовать законодательство в дорожной отрасли. Например, жизненно необходимо сократить сроки внесения изменений в проектную документацию.
Не менее необходимо установить прозрачные правила игры в сфере ГЧП-проектов. Сейчас этот рынок только формируется - меняются и редактируются законы и подзаконные акты, требования к участникам и их взаимодействию. Каждое такое изменение дополнительно встряхивает весь рынок, который и без того находится в состоянии турбулентности. Самый известный пример - «башкирское дело» 2017 года, когда решение Федеральной антимонопольной службы поставило под удар все новые ГЧП проекты», - вспоминает Дмитрий Стерлягов.
Дорожники, перевозчики и другие представители транспортной отрасли рассчитывают, что Евгению Дитриху удастся провести необходимые изменения в законодательстве с минимальными колебаниями рынка, поскольку этот чиновник умеет вникать в проблемы и искать выход. На старой должности он курировал в Минтрансе такие крупные проекты, как Крымский мост и «Безопасные и качественные дороги». Оба пошли в плюс чиновнику, поскольку были признаны успешными.