← Автомобильные грузоперевозки

Завелись и поехали: белорусские автоперевозчики вытягивают отрасль из кризиса

https://www.sb.by

Прошлый год для между­народных автоперевозчиков Беларуси стал на редкость удачным. Игроки смогли серьезно улучшить свою работу и нарастить объемы перевозок, которые достигли максимума. Хорошо начался и этот год: экспорт услуг в январе — апреле уже прибавил на треть.

Декрет стал локомотивом

Для начала цифры, которые в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) перечисляют с гордостью. После не самых удачных 2015—2016 годов отрасль наконец начала выходить из кризиса: экспорт услуг автомобильного транспорта превысил 1,14 миллиарда долларов. Таких показателей не было уже несколько лет. Председатель БАМАП Николай Боровой называет и другие достижения:

— Только за четыре месяца этого года мы приросли по экспорту услуг более чем на 30 процентов. Помимо всего прочего, удалось увеличить объемы перевозок, повысить качество обслуживания импортеров и экспортеров, создать дополнительные рабочие места.

Многие проблемы удалось решить благодаря Декрету № 7. Замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Калиновский обращает внимание: предложения членов БАМАП по либерализации транспортной деятельности были услышаны. В частности, документ решил больной кадровый вопрос: отменил наличие двухлетнего стажа для водителей категории «СЕ» в международных перевозках, что позволило компаниям нанимать молодых водителей. Помимо этого, разрешили перевозки без оформления путевых листов и отменили обязательное медобследование для «международников», установили исчерпывающие требования для перево­зок пищевой продукции. Важные изменения коснулись и взимания платы на платных дорогах страны.

— Еще один документ, который создает хорошие условия для развития бизнеса автоперевозок, – Указ № 67 – освобождает транспорт класса «Евро-6» 2018 года выпуска от уплаты утилизационного сбора. Кроме этого, в Правительство внесен проект Указа «О совершенствовании лицензирования». В новой редакции предлагается исключить лицензирование регулярных республиканских перевозок.

Таможня дает добро

Принятие Таможенного кодекса ЕАЭС в свое время шло довольно непросто. Однако стороны в итоге пришли к компромиссам, и с 1 января 2018 года документ вступил в силу. Как ранее обращали внимание в БАМАП, новые правила повысят транзитную привлекательность страны. Однако одна из основных задач документа связана с переходом к цифровой экономике. Для игроков рынка речь идет прежде всего о переходе на электронный документооборот. Это сократит максимальный срок регистрации декларации с двух часов до одного и существенно ускорит процесс: с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товара должно пройти не более четырех часов. 

Начальник отдела организации перемещения под таможенным контролем Гостаможкомитета Анна Рабушко перечисляет комфортные условия для транзитных грузоперевозок: прежде всего, сократилось максимальное время оформления транзитных таможенных процедур с суток до 4 часов, а при заполнении декларации в электронном виде теперь необязательно представлять документы, на основании которых она была заполнена. К слову, документ позволяет юридически внедрить механизм «одного окна» в систему регулирования внешнеэкономической деятельности стран союза. На границе существует несколько контролирующих служб: таможенная, пограничная, фитосанитарная. И если раньше перевозчики были вынуждены в каждый орган подавать документы отдельно, то новый кодекс позволяет сделать это всего один раз. 

Кстати, еще до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС белорусские грузоперевозчики практически полностью перешли на электронное декларирование: по данным БАМАП, в прошлом году 99,5 процента экспортных и 98,6 процента импортных деклараций было зарегистрировано в электронном виде.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В общем объеме экспорта услуг международные автоперевозчики в прошлом году достигли высокого результата: у них третье место (после IT-сектора и трубопроводного транспорта) по положительному сальдо – 572,9 млн долларов. Объем перевозок грузов вырос на 9,4 процента и составил 13,9 млн тонн, количество перевозок увеличилось на 9,5 процента.

Полина КОНОГА