Министр финансов Антон Силуанов, едва пересев в кресло первого вице-премьера, заявил, что России очень не хватает платных автодорог. Надо ожидать, что теперь второй человек в новом правительстве постарается исправить этот дефект. Граждане, готовьте кошельки!
Так сошлось, что в одно время с заявлениями о недостатке платных автодорог страна праздновала ввод в строй самой дорогой российской магистрали длиной 19 км и стоимостью 228 млрд рублей — мост через Керченский пролив в Крым. Его четыре полосы в каждую сторону способны пропускать до 40 тысяч автомобилей в сутки, причем без платы за проезд. «Потому что мост целиком финансируется из средств федерального бюджета, — сообщил ТАСС со ссылкой на правительственные источники. — В таких случаях платность проезда по закону не предусмотрена».
Не спешите радоваться — деньги с вас все равно снимут. Во-первых, на полуостров Крым устремились сотни тысяч автомобилистов. Для них дорога к новому мосту пролегает по автостраде М-4 «Дон» с 10 платными участками в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях, где до 28 мая суммарно требовалось выложить 890 рублей, а ныне, по «летнему тарифу», — на 200 рублей больше.
А ведь бывшее Каширское шоссе изначально тоже прокладывалось на казенные деньги. И даже реконструировалось к Олимпиаде-2014 в основном на средства федерального бюджета. Но параллельно управлявшая дорогой госкомпания «Автодор» передала ее в концессию одному из подразделений группы «Мостотрест» с главным акционером в лице кипрской компании Marc O’Polo Investments Ltd., основным владельцем которой был Аркадий Ротенберг.
А теперь следите за руками. Трассу оседлало ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП). В июле 2014-го Ротенберг-старший продал свою долю сыну. Ротенберг-младший контролирует и печально знаменитую систему сбора денег с грузовиков под названием «Платон». Далее последовали другие финансовые операции, и сегодня упомянутой фамилии в перечне владельцев магистрали «Дон» нет. Однако, как пишет журнал Forbes, новый хозяин «Мостотреста» компания «ТФК-Финанс» приобрела собирателя дорожных денег на кредит, полученный от Ротенберга-старшего, а ключевыми менеджерами «ТФК-Финанс» стали выходцы из структур отца и сына. В общем,
плату за проезд по хайвею, ведущему уже не только в Сочи, но и в Крым, по-прежнему получает ОССП, с которым когда-то все начиналось. А кто диктует размер тарифов за проезд, догадайтесь сами.
Вообще тарифы здесь — главное. Потому что, в отличие от США или стран Европы, где платными становятся только дороги, построенные частными компаниями, но цену за проезд по ним диктуют власти, в России музыку заказывает не тот, кто платит, а тот, кто получает деньги.
Из нынешней сети российских платных дорог с нуля построено менее пятой части, а остальные существовали задолго до прихода нынешних бенефициариев. А тысяча рублей за проезд по трассе М-4 «Дон» — это полная ерунда в сравнении с проездом по платному участку дороги М-11 из Москвы в Солнечногорск — 43 км, где в будний день возьмут с вас 500 рублей. Проезд по участку в 62 км из Острова в Вышгородок (граница с Латвией) обойдется вам в 300 рублей, сквозной проезд по Западному скоростному диаметру (46,6 км) — в 500 рублей...
В январе 2016 года об этом безобразии сообщили президенту Владимиру Путину, и он заявил, что «платные дороги вздули цены». Новоявленным «автомобильным баронам» пришлось временно умерять аппетиты. Но ненадолго.
Впрочем, деньги с россиян дерут не только за проезд:
на той же трассе «Дон» цена за бензин тоже растет чуть ли не с каждым километром.
В США и Европе с этой бедой идет умная борьба — бензоколонки конкурентов размещают в десятке метров друг от друга: кто отважится поднять цену, останется без клиентов, а о сговоре с коллегами лучше не заикаться.
В Крыму тоже хотят денег, и потому полуостров самым первым вошел в список территорий, на которых всех приезжих нужно обложить курортным сбором. А непослушных и должников именно в Крыму решено штрафовать — размер пени сейчас обсуждается. А вот еще цифры для сравнений: в российском бюджете на нынешний год дотации Крыма определены в 29 млрд рублей при собственных доходах региона в 40 млрд.
Естественно, сюда не включены затраты на Крымский мост, на новый аэропорт в Симферополе (32 млрд рублей). Плюс еще деньги, потраченные и запланированные на создание электроснабжения и водоснабжения региона и на прочие заботы Родины-матери о вернувшейся в ее объятия территории, которая по природным возможностям ничуть не хуже Лазурного Берега. Но Ницце прилетающие и приплывающие гости платят не за окружающую красоту, а за предложенные услуги — уютный кров, вкусную еду, всяческие развлечения и прочие многочисленные радости. В Крыму, наверное, туристы тоже платят за то немногое, что им предлагают. Но в пересчете на официальные бюджетные поступ-ления в прошлом году каждый из 5,5 млн туристов принес казне 429 рублей. Не знаю, как у вас, а у меня есть смутные подозрения, что...
Однако нам говорят: теперь платите еще и за приезд, а то нам деньги нужны, сильно не хватает.
Вам не кажется, что развелось много охотников до дармовых денег? Осваивающих все новые и новые способы отъема денег у населения. В последнее время по всей России развесили десятки тысяч камер фотофиксации нарушений ПДД, и в иных муниципалитетах доходы от штрафов с водителей начали перекрывать налоговые поступления с зарплат местного населения. Эксперты утверждают, что эти деньги развращают чиновников: в погоне за штрафами видеокамеры все чаще устанавливаются не там, где отмечена повышенная аварийность, а в местах, где заведомо можно поймать зазевавшегося автовладельца.
К примеру, по приказу МВД на участках дорог, где скорость ограничена временными знаками, нельзя использовать комплексы автоматической фотовидеофиксации, но это делается повсеместно.
В крупных городах появился новый вид штрафов — за неуплату парковочных сборов. Механизм простой: сначала в платные парковки превращаются пустые обочины целого района, а затем начинается отлов «нарушителей».
Тем же путем идет федеральная власть: недавно правительство РФ практически вдвое увеличило размеры госпошлин за выдачу загранпаспорта нового поколения, национального водительского удостоверения, а также за регистрацию ТС. Объяснение простое: «Увеличение цены на госпошлину связано с затратами правительства на обработку и хранение данных». Позвольте вам не поверить. И спросить: а на что идут наши налоги, что их не хватает даже «на обработку и хранение данных»?
Центральный банк тоже не промах — принял решение о пересмотре базовых тарифов ОСАГО, ибо страховщики пожаловались на убытки в 4 млрд рублей. Теперь эти деньги возьмут с автовладельцев.