← Топливо, масла и автохимия

Спасти водителей: что собирается делать ФАС с ценами на бензин

vkrizis.ru

Неконтролируемый рост цен на топливо (автомобильное и авиационное) подрывает экономику России. ФАС прекрасно знает, что нужно делать, но не хочет ссориться с крупными нефтяными компаниями, давно захватившими и поделившими весь топливный рынок.

Акцизы сократили на месяц раньше

Если верить официальным данным Росстата, с начала года бензин подорожал на 7,3%, а солярка – на 7,9%. Причем в Москве цены выросли еще больше: на Аи-92 и на дизтопливо – на 8,6%, а на Аи-95 – на 8,2%.

Хотя сами автомобилисты наблюдают совсем иное: на некоторых заправках даже лестницы не убирают, ведь менять цифры на табло приходится буквально каждый день. Даже в прошлом году цены на топливо втрое (!) обогнали официальную инфляцию.

- Цены растут, потому что сейчас наблюдается чрезвычайное превышение экспортного паритета над внутренними ценами. Производители, увеличивая свой доход, увеличивают поставки любых видов топлива на экспорт. Автомобильный бензин у нас не экспортируется, он за рубежом не нужен. Экспортируется нафта, прямогонный бензин – некие полупродукты. То есть, компании, меняя структуру производства, снижают выпуск бензина, 

– объясняет причины беспрецедентного роста цен президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

Именно об этом эксперт писал в официальных обращениях на имя вице-премьера российского правительства Дмитрия Козака (сейчас именно он курирует топливно-энергетический сектор), премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина.

Российский топливный союз указывает, что истинная причина повышения цен – это олигополистический уклад на рынке (доминирование нескольких крупных отраслевых игроков) на фоне абсолютной пассивности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и иных проверяющих структур.

Этим компаниям выгоднее отправлять топливо на экспорт, который стал еще выгоднее на фоне падения курса рубля и подорожания нефти. В правительстве на предложения бизнесменов нехотя, но все же отреагировали.

Правительство поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо (при том, что ранее акцизы на топливо только росли). Эта мера должна была заработать с первого июля, но рост цен оказался таким ужасающим, что сроки снижения сдвинули – и акцизы снизились уже с первого июня. Тоже беспрецедентный шаг!

Впрочем, снижение акцизов – это лишь полумеры, как ни странно это покажется. Ведь по-прежнему сохраняется ограниченное предложение нефтепродуктов, которые нефтяные компании предпочитают по-прежнему отправлять на экспорт.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что служба намерена привлечь к торговле на бирже нефтеперерабатывающие заводы, которые ранее в них не участвовали.

- Должна быть социальная ответственность, что мы не бросаем наших потребителей. Нужно сформировать как можно большее предложение на рынке. Грубо говоря, нужно «залить» биржу бензином и дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита, 

– говорит Артемьев. Правда, каким образом этого добиться, пока непонятно. Не пинками же новые НПЗ будут пригонять на биржевые площадки?!

А вот по поводу другого предложения Российского топливного союза – ввести ограничения на экспорт нефтепродуктов – он высказался категорически «против». Зато, по словам Артемьева, ФАС уже ведет антимонопольные расследования в нескольких регионах, уже вынесено семь предупреждений о недопустимости нарушений закона. Правда, конкретных нарушителей Артемьев отчего-то не назвал.

Подхватили знамя уже и в «Народном фронте», где оперативно запустили «Горячую линию» для приема сообщений о фактах завышения цен на топливо. Обещают, что все жалобы будут передавать напрямую в правительство и в ФАС. Хотя там наверняка имена нарушителей и так знают – это крупнейшие нефтяные компании, которые и создали олигополистический уклад на рынке моторного топлива.

Одно из самых радикальных предложений, которые обсуждают эксперты давно, – принудительно раздробить вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): добыча и переработка должна быть отдельно, а розничная продажа – отдельно.

На фоне «сближения» оптовой и розничной цен топлива мелкие АЗС терпят убытки и разоряются, а работать продолжают только заправки крупных нефтяных компаний. Ведь сетевые АЗС могут держать более низкие отпускные цены, поскольку у них центр прибыли переносится в оптовое звено (то есть убытки от розничных продаж покрываются прибылью от других видов деятельности). Соответственно, понимают это даже в самих нефтяных корпорациях.

- Сети АЗС работают в убыток. Долго так продолжаться не может. Независимые сети АЗС будут закрываться. Есть регионы, где есть только независимые сети. Мы можем работать в убыток, хотя это неправильно, они – не могут, 

– говорит глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Пенсии и топливо выведут на улицы всех

Владимир Путин во время «Прямой линии» пообещал разобраться с повышением цен на топливо. Но если цены на АЗС и снизились, то число символически – на 20-30 копеек. Да и то не во всех регионах. Поэтому неудивительно, что с начала июня (когда, напомним, и были снижены акцизы на моторное топливо) по всей России проходят протестные акции.

Первым оказался Дагестан, где еще 20 мая у авторынка на трассе «Махачкала – Дербент» водители-дальнобойщики провели народный сход.

А уже с начала нынешнего месяца были автопробег в Братске, пикеты в Кирове, Новосибирске, Волжском, Саратове, Оренбурге, митинги в Кирове, Абакане, Омске, Иркутске…

Правда, далеко не все запланированные акции состоялись, как, например, на Ставрополье, где Объединение перевозчиков России (ОПР) анонсировало народный сход 2 июня. Зато протесты против повышения цен на топливо поддержали уже и партии: скажем, на акцию в Новосибирске пришел лично мэр Анатолий Локоть, в других городах (как, например, в Омске) партии устраивают одиночные пикеты против роста цен

В общем, протестная волна охватила уже всю страну – почти как в 2005 году во время «ситцевой революции» (массовых протестов против «монетизации льгот»). А ведь на носу повышение пенсионного возраста.

Антон ЧАБЛИН