← Топливо, масла и автохимия

Сэкономить не получится: цены на газомоторное топливо пошли вверх

misanec.ru

По данным Росстата, за май бензин подорожал на 5,6%. При этом газ прибавил в цене ещё больше — 7,7%. На фоне паники вокруг бензина этот факт остался незамеченным.

В связи с ростом цен на моторное топливо у автомобилистов появился отличный стимул перейти на экологичный природный газ. Однако, вопреки статусу самого дешевого топлива, «газомоторный» пропан с начала года подорожал еще сильнее, чем бензин, — на 10–12%, метан чуть слабее — на 3–4%. Часть аналитиков убеждены, что за этим стоят не только объективные, но и «спекулятивные» причины. Тем временем, как выяснил «БИЗНЕС Online», у установщиков газового оборудования в Казани выстроились очереди.

«Цены поднимаются искусственно»

После топливной лихорадки, когда стоимость литра бензина и дизельного топлива перевалила за 40–41 рубль, казанские автомобилисты перекраивают бюджеты и задумываются о переводе «железных коней» на газ. Но и тут любителей экологического топлива ожидает сюрприз. Аналитики констатируют аналогичное подорожание и газомоторного топлива. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в группе «Альпари», с начала года пропан подорожал на 10–12%, метан — на 3–4%. Для сравнения: бензин за этот же период подорожал почти на 8%. Пропан дорожал более плавно, чем бензин, хотя майский скачок цены его тоже частично затронул, отметила замдиректора аналитической департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

По ее словам, в предвыборный период розничные цены на топливо искусственно сдерживались, но бензина это коснулось в большей степени. При этом причины подорожания бензина и газа примерно одни и те же: после налогового маневра и роста мировых цен на углеводороды производителям топлива выгоднее гнать за рубеж сырую нефть или сжиженный углеводородный газ, чем поставлять их на свои НПЗ и перерабатывать. «Продавцы газомоторного топлива повышают цены в первую очередь по объективным причинам, к которым добавляется еще и рост спроса на это топливо, потому что газ дешевле, чем бензин», — добавляет Мильчакова.

Фото: Регина Шафиева

Цены на газомоторное топливо в России привязаны к цене дизельного топлива, объясняет главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов. «Очевидно, что если дорожает солярка, то будет дорожать и газомоторное топливо. Проблема заключается в том, что раньше рост цен на нефть на мировом рынке компенсировался на внутреннем рынке укреплением рубля. В текущем году этого не произошло, так как минфин РФ в рамках бюджетного правила осуществляет покупки валюты и тем самым негативно влияет на рубль. Нефть росла, а рубль падал. Понятно, что нефтяные компании, которые в силу своей ориентированности на внешние рынке рассчитывают себестоимость в долларах США, вынуждены повышать оптовые цены в рублях. Отсюда и рост цен на конечные продукты бензин и дизтопливо. Думаю, что в текущей ситуации особых выгод автомобилисты от перехода на газомоторное топливо не получат», — подытоживает он.

Газомоторное топливо начало расти вслед за бензином, но по другим причинам, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. «Если бензин дорожает из-за дефицита, сформированного разницей цен в РФ и за границей, то на голубое топливо цены поднимаются, скорее всего, искусственно, — уверен он. — Вся инфраструктура АГЗС по стране в целом является дотационной, поэтому есть попытки воспользоваться ситуацией, чтобы сократить издержки». «Скачок цен на газомоторное топливо мы пока можем объяснить только спекулятивной составляющей со стороны розничных продавцов, — соглашается с ним Роман Блинов, руководитель аналитического департамента компании „Международный финансовый центр“. — Да, в ряде регионов действительно цены выросли, местами рост составил около 10 процентов».

Скачок цен - на прошлой неделе

Странно, но официальной статистики по ценам на моторный газ в Татарстане не ведется. Татарстанстат подробно отслеживает только розничные цены на бензин и дизельное топливо. Сотрудники автозаправочных станций последнее повышение цен заметили буквально на прошлой неделе.

Сегодня, 13 июня, средняя цена на пропан-бутан в городе приблизилась к 21 рублю за литр, хотя еще несколько недель назад автомобилисты заправлялись за 18 руб./литр.
Фото: Регина Шафиева

Например, цену на сжиженный газ на татнефтевской заправке повысили в субботу, 9 июня, на 45 копеек до 20,95 руб./л. Оператор «Татнефть АЗС Центр» на улице Батыршина по имени Равиль заметил, что есть в городе места, где цены и повыше: «Где-то 23, где-то 22 есть цена, говорят». От сотрудника автозаправочной станции «Газпрома» на Сибирском тракте, 53 Людмилы Аникиной корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что последнее повышение цен на пропан-бутан здесь было 6 июня. Литр газа вырос на 50 копеек. «Повышение всегда происходит летом. Обычно в конце июля или августа, сейчас уже раньше в связи с поставками завода — оптовики же. Если раньше на копейки повышали, то сейчас уже на 1,5 рубля. Зимой продавали за 18, весной пошло 19, потом 20,5, и вот сейчас 21 рубль», — отмечает Аникина.

Особенно сильно разницу в цене видят водители грузовых автомобилей на газе.

«Чувствуем убытки. Раньше на 500 рублей заправляли почти 30 литров, сейчас 24 литра. Разница — 6 литров. У меня бак на 175 литров. Когда я заполняю полный бак, получается разница в 20 литров — это почти 4 тысячи рублей. А раньше я заправлял на 2800 полный бак»

— посетовал водитель «газели» Эльчин. Другие автомобилисты относятся к росту цен спокойно. «Я не ощущаю повышения цен на газ. Я как заправлял на тысячу рублей, так и заправляю. Целенаправленно переходил на газ, потому что много езжу по работе», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» водитель «газели» Дмитрий.

Аникина поделилась своими наблюдениями: удорожавший бензин спровоцировал бурный спрос на газомоторное оборудование. По ее словам, каждый день на установку газового оборудования в соседнюю автомонтажку приезжает по две машины. Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился в этом: зайдя в мастерскую, он увидел, как мастер установки газового оборудования снабжает новенькую LADA газовым баллоном. «Да, езжу уже 13 лет на газу, купил новую машину — снова устанавливаю газовое оборудование, — говорит водитель. — По поводу цен — они обалдели просто, у меня слов нет. Можно похлеще сказать, но неудобно».

Владелец ИП «Королева» по установке и ремонту автомобильного газового оборудования Ирина Королева рассказала, что две машины в день принимать они физически не могут, максимум одну, но спрос есть. «У нас мастер один, мы делаем одну машину в день. Заявок — на неделю вперед! Всегда, когда бензин дорожает, у нас на неделю вперед очередь, — рассказала она. — Цена установки газового оборудования варьируется от 24 тысяч рублей до 60 тысяч в зависимости от машины».

Впрочем, переход на газ все равно окупается. Даже с учетом повышения газомоторка остается примерно раза в два дешевле бензина при том, что ее расход на километр выше лишь приблизительно на 10%.

«Пытаются как-то сэкономить в этой жизни. С такими зарплатами это невесело. Все спрашивают, когда будут понижать. А им говорю: „Странный вопрос — понижать, лишь бы еще не подняли“. Понижать-то, говорю, навряд ли, — с грустью делится оператор заправочной станции „Газпром“ Альберт. — Как можно быть довольным, когда зарплата остается такой же, а цены на все начинают расти? Начинают с топлива, потом, соответственно, на все начинают подниматься цены: на продукты питания, на перевозки».

Фото: Регина Шафиева

Бензинам - отрицательный акциз

Между тем, как пишет сегодня «Коммерсантъ», нефтяные компании России получили от правительства параметры завершения «налогового маневра», согласно которому НПЗ, выпускающие товарный бензин, получат в награду отрицательный акциз — 3 тыс. рублей на тонну. Таким образом, правительство будет компенсировать ценовую разницу между поставками бензина на экспорт и на внутренний рынок, стимулируя приемлемые цены для потребителя. Важно, что речь идет только о бензине — производители мазута, битума и авиационного керосина льгот не получат. Напомним, что авиакомпании предупреждали правительство о грядущем росте цен на воздушные перевозки из-за дорогого авиакеросина, однако в кабмине сочли, что цены на воздушное топливо так или иначе зафиксируются, иначе с российского рынка придется уходить и всем зарубежным перевозчикам.

Документ, в котором прописаны эти параметры, будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму.

Новость должна обрадовать «Татнефть», чей НПЗ «ТАНЕКО» этой осенью, наконец, начнет выпускать на рынок товарный бензин. «Третий квартал. Сегодня идет концентрация всех ресурсов, запустились две гидроочистки — дизеля и керосина, происходит концентрация всех ресурсов на установке по бензину», — сказал 8 июня на встрече с журналистами гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (цитата по «Интерфаксу»). С запуском производства бензина планируется выпускать около 1,1 млн т автобензинов в год: 770 тыс. т АИ-92 и 330 тыс. т АИ-95. Но стоит заметить, что, по сведениям «Коммерсанта», отрицательный акциз получат только те переработчики, у которых выпуск товарного бензина превышает 10% от общего выпуска нефтепродуктов. Так что «Татнефти» есть резон нацелиться на бензин, о чем неоднократно говорил и сам Маганов.

«В течение двух-трех месяцев украли деньги у перевозчиков»

«БИЗНЕС Online» собрал мнения потребителей и аналитиков о привлекательности газомоторного топлива в условиях нестабильных цен.

Фархад Сулейманов — начальник отдела продаж услуг по переоборудованию техники «Техцентр РариТЭК»:

Серьезное увеличение количества клиентов заметили еще весной, в период подготовки автомобилей к активной эксплуатации, это обычно апрель – май. Сейчас количество звонков увеличилось у нас вдвое. Для многих клиентов уже не важен период окупаемости оборудования, они твердо уверены, что при этих ценах на бензин все окупится, дополнительным подспорьем являются программа Республики Татарстан по субсидированию части затрат на переоборудование (это до 30 процентов затрат) и акции, которые реализуют «Газпром газомоторное топливо» и «Газпром сжиженный газ». Клиент на полученную при переоборудовании топливную карту может целый год заправляться бесплатно. Спрос на переоборудование, который сейчас возник (а это хорошо), поможет решить глобальные цели — снизить экологический урон от автомобильного транспорта, и все должны понимать, что затраты на автомобильные перевозки сидят в себестоимости многих продуктов. Снижая затраты на ГСМ, можно снизить и себестоимость конечной продукции. Но спрос спросом, а про безопасность забывать не стоит. Сейчас спрос на переоборудование вырастет и в гаражах, где переоборудовать автомобиль дешевле, поэтому есть риск появления машин с неисправным газовым оборудованием. Мы советуем при изменении конструкции автомобиля обращаться в сертифицированные сервисы, проводить регистрацию оборудования, приглашать испытательные лаборатории для оценки качества работ по переоборудованию. Все это незначительно повлияет на стоимость, но станет дополнительной гарантией собственника автомобиля.

Сергей Сотников — председатель комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам при Торгово-промышленной палате РТ:

Конечно, мы к повышению цен на топливо относимся отрицательно, потому что нет стабильности, соответственно, строить долгосрочные планы сложно. Вообще, развитие газомоторного топлива в нашей стране имеет большие перспективы, есть разработки и автомобили такие. Думаю, что это газомоторное топливо имеет большое будущее. Даже если цены на газ и повысились, это получается выгоднее, чем традиционное топливо. Тут все зависит от вида транспорта. Если брать легковой транспорт, то неплохо бы, чтобы сами заводы устанавливали его на машины, но это отдельная тема.

Сейчас у нас идут переговоры с клиентами, с которыми заключены контакты на длительной основе. Мы выигрываем тендеры, соответственно, участвуем в контрактах на год, на полгода, и сейчас у нас, соответственно, форс-мажорная ситуация — непредвиденные расходы повышения топлива. С клиентами нам нужно сейчас по новой перезаключать договоры. Клиенты тоже не готовы к повышению цен на перевозки. Пока идет этот переходный период повышения цен на перевозки, часть издержек мы берем на себя, соответственно, у нас снижается прибыль. У нас и так прибыль минимальная, а тут, получается, мы несем фактически убытки.

Мы, конечно, этим недовольны, но здесь вопрос государственной политики, того, насколько эти скачки естественных монополий для страны выгодны. Я считаю, что это невыгодно, это лихорадит всю нашу экономику и тянет за собой, потому что инфляция у нас в первую очередь из-за данных скачков цен на топливо, потому что повысятся в первую очередь цены на перевозки, они уже и так повышаются. Следом повышение цен на товары и цепная реакция. Плюс снижение налоговой облагаемой базы нас и производителя. То есть экономика от этого теряет. И контроль должен быть, так что это вопрос государственной политики.

Альберт Ахимов — директор казанского перевозчика ООО «Ак Буре»:

В 2008 году мы заправляли солярку по 20 рублей, а теперь 2018 год — тарифы на перевозку за 10 лет не изменились, а стоимость солярки выросла в два раза.

Переход на газ — это очень дорогое удовольствие. Ведь нам не пропан-бутан нужен, а метановые моторы. А чтобы переделать те автомобили, которые ездят сейчас на дизеле, я как-то спрашивал, это очень дорого, миллиона полтора [придется] на каждую машину потратить. Новые машины [где брать], «КАМАЗы», что ли? И с ними еще возиться?

Даже тем организациям, которые нас заправляют, неудобно уже смотреть нам в глаза! Они раскрывают все свои формулы, дескать, не думай, что мы на тебе навариваемся: вот мы покупаем на заводе, вот мы накручиваем 50 копеек — все наши деньги, а стоимость солярки — 44,9–45 рублей. Было же месяц назад 38–40 рублей, но резкий скачок! У нас даже на заправках установлены лимиты на кассу, мы их пересматриваем. Например, заливали раньше 300 литров за одну цену, а сейчас, если перевести этот лимит в рубли, получается только 260 литров. В течение двух-трех месяцев украли деньги у перевозчиков... Ну что тут скажешь?!

Наталья Мильчакова — замдиректора аналитического департамента «Альпари»:

Удорожание бензина и дизельного топлива может стать фактором роста спроса на газомоторное топливо, плюс играют роль и экологические соображения, однако массового отказа от бензиновых двигателей и перехода на газ, скорее всего, не будет по двум причинам. Во-первых, газомоторное топливо тоже растет в цене, а во-вторых, переоборудование автомобиля для использования такого топлива тоже стоит недешево (по разным оценкам, переоборудовать легковой автомобиль с бензиновым двигателем на газ в Москве может стоить от 80–100 тысяч рублей). Хотя это разовые затраты, не все смогут или захотят себе это позволить, не исключено, что те, для кого цены на топливо реально кусаются, просто продадут свои машины и пересядут на общественный транспорт, который в Москве, Казани и многих крупных городах становится все более качественным, надежным и удобным. Иногда проще купить билет на комфортный автобус с газовым двигателем, чем самому нести постоянно растущие расходы на топливо для своего автомобиля.

Фото: Регина Шафиева

Елена Иванова, Лилия Равилова, Сергей Кудрявцев, Регина Шафиева