← Коммерческий транспорт

История DAF: крутой автомузей в бывшей пивоварне

http://5koleso.ru

В апреле музей DAF в Эйндховене, на юге Нидерландов, отмечал небывалый наплыв гостей, причина — 90‑летний юбилей марки. Любой посетитель, имеющий отношение к транспорту, не смог бы остаться равнодушным к такому количеству раритетов размещенных под крышей бывшей пивоварни.

Первое, с чем знакомят гостей музея, — воссозданная мастерская, занимавшая скромную часть помещения пивоварни Coolen в Эйнд-ховене. Именно она и стала отправной точкой в истории марки DAF. Сохранились аутентичные инструмент и оснастка, применявшиеся в то время для ремонта и конструирования. Поначалу фирма выполняла подряды по ковке и сварке для города и местных компаний, таких как Philips.


Сохранились инструмент и оснастка, применявшиеся братьями для ремонта и конструирования.

Чуть позже, в 1935 году, компания начинает выпуск шасси Trado конструкции инженера Пита ван дер Траппена (отсюда и название — это первые буквы фамилий Траппен и Доорн). DAF в сотрудничестве с Ford разработал версии шасси Trado с колесной формулой 4х2 и для труднопроходимых мест 6х4. Эти тележки использовались и в производстве военной техники. Одним из немногих бронетранспортеров DAF, где применили разработку Trado, был M39 Pantserwagen. Во Второй мировой войне эта техника поучаствовать почти не успела, застала лишь несколько сражений. После войны в обществе, оправившемся от потрясений, возникла потребность в гражданском транспорте, в том числе легковом. Мало кто знает, что Хуб ван Доорн разрабатывал и выпускал достаточно много легкового транспорта. Одна из первых моделей в сегменте микролитражек относится еще к 1943 году. Ей стал трехколесный автомобиль с четырехтактным мотором ILO объемом 150 см3и гидромуфтой в трансмиссии. Сверхмалая ширина (чуть больше полуметра) транспортного средства предоставляла ему массу преимуществ как при парковке, так и при хранении. Не было необходимости строить гараж, габаритная ширина позволяла въезжать машине внутрь дома. Покинуть салон можно было не только через боковую дверь, но и через складную брезентовую крышу.

Первый легковой 3‑колесный автомобиль ван Доорнов со 150‑кубовым четырехтактным моторчиком ILO.

В конце 1940-х компания начала выпускать грузовые автомобили, прицепы и автобусы, одновременно сменив название на Automobiel Fabriek van Doorne’s (автомобильный завод ван Доорна). При этом продолжался выпуск и милитаризованной техники, такой как DAF YA-126 и DAF YA-328 Dikke Daf, где использовали полноприводное шасси Trado.

Техника для армии — DAF YA-126 и DAF YA-328 Dikke Daf, где использовали полноприводное шасси Trado.

В 1954 году в компании появилась идея использовать ременный привод в трансмиссии. Годом позже DAF выпустила первые проекты с такой передачей, и в течение следующих нескольких лет конструкция дорабатывалась и совершенствовалась. В феврале 1958 года DAF продемонстрировал на голландском автосалоне AutoRAI небольшой четырехместный автомобиль с ременным приводом. С 1959 году DAF начал продавать первый в мире небольшой четырехместный автомобиль с индексом 600 с бесступенчатой трансмиссией. В последующие годы свет увидели такие модели, как DAF 33, DAF 44, DAF 55 и DAF 66, все с использованием инновационной системы передачи момента Variomatic. Автомобиль DAF 600 имел утилитарную конструкцию с двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением объемом 0,6 литра и мощностью 20 л. с. Задние колеса приводились в движение через центробежную муфту и передачу Variomatic CVT. То, как это было построено, устраняло необходимость в дифференциале, его функцию выполняли приводные ремни. У автомобиля была независимая подвеска со стойками Макферсона и поперечной листовой рессорой спереди, а сзади рычаги с пружинами. Следующая модель с индексом «750» была с более объемным мотором в 749 см3 мощностью 30 л. с. и крутящим моментом 57 Нм.

В 1950‑х DAF разработал кабины, где применил закругленные углы и наклон решетки радиатора.

Вскоре бесступенчатой трансмиссией (клиноременным вариатором) оснащались болиды Формулы-3 и Формулы-юниор, а еще — автомобили Volvo серий 66, 340 и 360 (после того как шведы выкупили легковое подразделение DAF) и даже мотоциклы. Будучи небольшой компанией, DAF выпустила довольно много легковых прототипов. Известные дизайнеры-автостроители того времени, такие как Джованни Микелотти и OSI, сделали свои творения на основе DAF.

Одно из подразделений компании занималось производством техники для перевозки пассажиров.

Важной вехой истории стало создание в 1972 году совместного предприятия с компанией International Harvester of Chicago, IL (покупка 33 % акций DAF) и голландским правительством (завладевшим 25 % акций), семья Van Doorne оставила себе 42 %. Это соглашение длилось до 1981 года, после чего DAF продала подразделение легковых автомобилей вместе с фабрикой NedCar в Борне шведской Volvo Cars, в результате чего DAF сконцентрировался на своей линейке грузовиков. В 1987 году компания DAF слилась с Leyland Trucks, подразделением Rover Group, и вышла на голландскую биржу как DAF NV. Однако продажа акций не принесла положительного эффекта: автобусы DAF откололись от компании в 1990 году, чтобы стать частью United Bus. Трудности возникли и на британском рынке: DAF NV обанкротилась в июне 1993 года.

Была у компании DAF и ралли-рейдовая программа, продолжалась она с 1981 по 1988 год.

В октябре 1996 года компания PACCAR приобрела DAF Trucks, и в июне 1998 года, когда была выкуплена и Leyland Trucks, вновь произошло воссоединение, но уже с новым владельцем. 9 января 2012 года PACCAR заложила первый камень нового завода в городе Понта-Гросса, Бразилия.

К слову, свой первый грузовик DAF произвел еще в 1949 году и был это А30, неоднократно модернизированный в последующие годы. Первая попытка выйти на международный рынок уже со следующей моделью 2000DO была не очень удачной. Сделав правильные выводы и внеся нужные конструктивные изменения, DAF выпустил модель с индексом 2600. Практичная, хорошо оборудованная кабина позволила значительно увеличить продажи техники, в том числе за границей. 

В 1970-е годы DAF выпускает грузовики F218, а затем F220, где использовалась модульная конструкция кабин. Такое решение применяли на грузовиках средней грузоподъемности с начала 1970-х до середины 1990-х годов. Названия моделей отражают ширину кабины в сантиметрах, соответственно 218 и 220 см (85,8 и 86,6 дюйма). Процесс производства и сама конструкция кабин позволяли предлагать заказчикам многочисленные варианты исполнения, что, несомненно, положительно влияло на рост продаж. В то же время грузовики DAF стали оснащать новыми дизельными двигателями объемом 8,25 л. А вскоре был построен крупнейший 11,6-литровый 6-цилиндровый турбодизель (на основе мотора Leyland O.680). DAF был одним из первых, кто представил промежуточное охлаждение в дизельном двигателе с турбонаддувом, что в те годы стало очень востребовано.

Серия DAF 95 была выпущена в 1987 году и быстро завоевала престижную награду «Грузовик года». На модель 95 была установлена новая кабина, разработанная совместно с ENASA (Испания), а пересмотренная версия 11,6-литрового двигателя выдавала мощность 310, 350 и 380 л. с., пару двигателю составляла 16-ступенчатая коробка передач ZF. Опционально можно было заказать КП Twinsplitter от компании Eaton. Перевозчикам был предложен полный спектр конфигураций осей для удовлетворения всех эксплуатационных требований. Большое внимание уделили и звукоизоляции кабины, например, механизм выбора передач был с телескопической тягой. Обновление 1991 года вышло с моторами мощностью 329, 364 и 401 л. с., весной 1992 года был представлен вариант 430 л. с., а также тягачи с пересмотренной внутренней отделкой.

Задние колеса приводились в движение через центробежную муфту и передачу Variomatic.

Спустя два года, после интенсивного изучения рынка междугородних перевозок, DAF представил версию 95.500 с кабиной Super Spacecab габаритной высотой 3,85 мм и внутренней 2,25 мм. Внутри разместили такие элементы повседневной необходимости, как микроволновая печь, холодильник, телевизор. Под кабиной был установлен дизельный двигатель N14 Cummins, выдававший 507 л. с. Трансмиссия состояла из коробки ZF 16S221 в алюминиевом корпусе с опциональным Intarder. Также модель 95.500 была доступна в исполнении магистрального тягача с высокой кабиной Super Spacecab и 11,6-литровым двигателем. Базовый дизайн кабины остается в производстве по сей день, меняются лишь внешние элементы облицовки и внутреннее наполнение.

Все средние и тяжелые линии грузовиков дебютировали в конце 1992 года — версии 65, 75 и 85. Их силовыми установками являются двигатели DAF объемом 6,24, 8,65 и 11,6 л. В последние годы были представлены многочисленные детали стиля и аэродинамики, а кабина серии 85 поднялась на 10 см выше над шасси, чтобы увеличить вариативность по двигателям.

Фото: автора и DAF 

Олег Прохоров