5 июля на федеральных трассах РФ вступают в силу летние ограничения для большегрузов. Насколько усложнится жизнь перевозчиков и помогут ли запретительные меры сохранить федеральные трассы?
В России 5 июля на федеральных трассах вступят в силу так называемые летние ограничения, которые предполагают запрет на движение грузового транспорта в жару. При температуре воздуха выше +32 градусов грузовики могут проезжать по федеральным дорогам только в ночное время. Портал «ДорИнфо» собрал комментарии перевозчиков по поводу ограничений в летний период и организации процесса доставки грузов в таких условиях.
Летние. Жаркие. Грузовые
Летние ограничения, как и весенние, являются сезонной мерой обеспечения сохранности покрытия в период неблагоприятных климатических условий. Весной все дело в переувлажнении почв, а летом - в жаре. На федеральных трассах с 2018 года весенних ограничений не вводят, а вот летние по-прежнему предусмотрены. Приказ Росавтодора о введении ограничений для грузовиков на федеральных трассах на теплые месяцы был отправлен на регистрацию в Минюст РФ во второй половине апреля. Согласно размещенным на официальном портале правовой информации данным, документ зарегистрировали 21 июня, 22 - опубликовали. С приказом и перечнем трасс можно ознакомиться здесь.
В соответствии с документом, летние ограничения для грузового транспорта на федеральных трассах России в 2018 году вводятся на период с 5 июля по 31 августа. Они предполагают запрет на движение тяжеловесных транспортных средств по дорогам при дневной температуре выше +32 градусов по данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. При таких условиях грузовики могут проезжать по федеральным магистралям только в период с 22:00 до 10:00.
В ФКУ Упрдор «Северо-запад» (подведомственное Росавтодору) пояснили, что «к категории тяжеловесных транспортных средств в данном случае относятся транспортные средства (с грузом или без груза), превышающие предельно допустимые значения осевых нагрузок, установленные Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272». Также, по информации от Управления, летние ограничения не касаются пассажирских автобусных перевозок, в том числе международных, транспортировки грузов, предназначенных для ликвидации ЧС, доставки дорожной техники и материалов для проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ.
Отметим, что на региональных и межмуниципальных автодорогах субъекты страны вводят аналогичные летние ограничения. Обычно их сроки и время действия оговариваются в тех же приказах, что и сроки «весенней просушки». В то же время для некоторых регионов ограничения от +32 в принципе не актуальны.
Мнения грузоперевозчиков
По поводу организации работы доставки грузов в период действия летних ограничений портал «ДорИнфо» решил узнать у специалистов отрасли грузоперевозок.
«Высока вероятность того, что летние ограничения будут мешать полноценной работе перевозчиков, часть из которых будут вынуждены уменьшать нагрузку на ось, увеличивая количество транспорта. В результате это приведет к росту затрат на перевозку и увеличению нагрузки на дороги. В качестве примера можно привести левую полосу МКАД, по которой большегрузы не ездят, но качество дорожного полотна оставляет желать лучшего. Поэтому
в первую очередь необходимо повышать качество трасс, тем более за проезд по ним взимается плата, а не вводить данные ограничения»,
- поделился мнением руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.
Еще один специалист считает, что ограничения при жаре для тяжеловесных транспортных средств все же нужны для сохранности покрытия трасс, но отмечает необходимость повсеместного контроля и гарантированного наказания для нарушителей.
«В России каждый год в летнее время вводят ограничения движения большегрузного транспорта при жаре от +32 градусов. Эта мера позволяет сберечь дорожное полотно. Ситуация с дорогой М-4 два года назад показала, что по мере приближения этой дороги к Ростову-на-Дону состояние было заметно хуже. Это было связано в первую очередь с тяжеловесными фурами, перевозящими зерно и овощи. К сожалению, часто такие машины грузят «прямо с поля», не учитывая превышения нагрузки на ось. Поэтому в особо жаркое время, когда дорожное полотно разогревается намного выше температуры окружающего воздуха, подобные перегруженные машины создают неровности и колеи на дороге. В введении ограничений региональные регулирующие органы обычно следуют за федеральными. Температура также часто меняется в зависимости от погодных условий. И на каждом километре дороги поставить проверяющие органы нет возможности. Довольно часто случается, когда на одной территории температура превышает пороговые значения, но на дорогах одного вида подчинения ограничения контролируются, а на дорогах другого вида - нет. Так что
действительно эффективной мера может стать только в случае повсеместного контроля и гарантированного наказания за нарушение. Пока этого нет, введенные ограничения не позволят в должной мере сохранить дорожное полотно.
В случае введения исключений на проезд грузовикам с товарами первой необходимости, продуктами питания и другими подобными категориями, ограничение движения поможет сохранить дорожное полотно, т.к. фур станет гораздо меньше. Но перегруженные сцепки с арбузами продолжат нарушать структуру дорожного полотна», - считает директор по транспортным закупкам FM Logistic Эдуард Миронов.
По мнению Миронова, в будущем уйти от летнего «таяния» асфальта и соответственно от ограничений в такой сезон могут позволить изменение регламента на состав дорожного покрытия и использование инновационных технологий в дорожном строительстве.
Еще один специалист отрасли грузоперевозок отмечает, что в Северо-Западном регионе проблем с организацией доставки грузов в летний период из-за ограничений нет.
«В Северо-Западном регионе таких проблем нет, а вот на южных направлениях они, конечно, будут», - считает заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько.
Эксперт также отмечает, что период, когда во время действия ограничений грузовикам все же разрешается двигаться по федеральным трассам, не очень удобный, и это связано с безопасностью дорожного движения. Речь идет о промежутке С 22:00 до 10:00. «Нет, данный период не удобен, так как страдает безопасность. Водители вынуждены стоять и не могут хорошо отдохнуть днем, а ночью нужно продолжать путь. Водители засыпают и это приводит к возрастанию количества ДТП», - считает Гребенько.
Другой эксперт отмечает, что весенние ограничения на федеральных трассах отменяются этого года в связи с улучшением качества дорог. По его мнению, в скором времени возможна отмена и летних запретов на проезд большегрузного транспорта.
«Летние ограничения так же, как и весенние, направлены на сохранность дорожного полотна. Если их вводят, то, видимо, при высоких температурах дороги подвержены наибольшему разрушению.
Стоит отметить, что на федеральных трассах в этом году впервые не вводились весенние весовые ограничения. Думаю, это связано с тем, что качество российских федеральных дорог улучшилось. Вполне возможно, что в скором времени по этой же причине летние ограничения также не будут вводиться.
Что касается сроков доставки, возможно, будут некоторые задержки в пути, связанные с летними ограничениями. Однако значительного увеличения времени доставок не произойдет», - рассказывает начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР» Алексей Черкашин.