← ЭДО, ИТ в логистике

Переходим на «цифру»: как технологии изменят рынок коммерческого транспорта

Рынок грузоперевозок и логистики ищет цифровые платформы, которые помогут компаниями обеспечить «бесшовность» интермодальных перевозок и интегрироваться в IT-системы производителей товаров и их заказчиков.

Свое слово в деле перехода на «цифру» уже сказали поставщики нефтепродуктов: их топливные карты в ближайшее время станут виртуальными, а мобильные приложения – незаменимыми помощниками в дороге.

Новая экосистема рынка грузоперевозок

Компания «Газпром нефть» одной из первых в отрасли представила свою цифровую платформу ОПТИ 24. Платформа включает в себя сервисную карту для безналичной оплаты топлива, онлайн-систему управления бизнесом, набор полезных IT-сервисов и специализированную сеть автоматизированных АЗС для коммерческого транспорта. Через личный кабинет на сайте для корпоративных клиентов или мобильное приложение, ОПТИ 24 позволяет удаленно открывать и блокировать топливные карты, устанавливать на них лимиты и просматривать информацию по каждой транзакции. Система действует на АЗС «Газпромнефть» и на заправках партнеров – всего топливные карты «Газпром нефти» принимаются на 2600 станциях в России и странах СНГ.

«Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации и коммерческих отношений. Мы становимся более открытыми, удобными для клиентов и партнеров, и платформа ОПТИ 24 является этому доказательством. ОПТИ 24 создает новую цифровую экосистему рынка грузоперевозок и логистики», – говорит директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

К новой концепции компания шла постепенно. Сначала талоны на топливо сменили пластиковые топливные карты. Их число со временем увеличилось до 600 тыс., на конец 2015 года их принимали на 2,3 тыс. АЗС «Газпромнефть» и партнеров. Затем в «Газпром нефти» начали внедрять онлайн-технологии и приступили к созданию сети автоматизированных заправочных станций. Первая станция под брендом ОПТИ 24 открылась на федеральной автодороге М-1 под Смоленском.

«Уже в 2016-2017 году стало понятно, что для дальнейшего роста нам необходимо активно изучать отраслевой и мировой опыт, сегментировать клиентов, понять их потребности и сформировать такой продукт, который будет ими максимально востребован. У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса», – отмечает начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров.

В ОПТИ 24 предусмотрят ряд незаменимых в дороге сервисов и платежные инструменты. Последние будут реализованы в партнерстве с финансовыми, страховыми, банковскими институтами. Так, например, в ближайшее время с топливного счета можно будет оплатить штрафы ГИБДД или счета «Платона». «Для успешной продажи продукта нам надо помогать клиентам развивать их бизнес, поэтому для нас интересны любые решения и коллаборации, в том числе, с транспортными компаниями. Сейчас, например, мы работаем над целым рядом телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива», – говорит начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж компании.

«Газпром нефть» отмечает, что все больше ее контрагентов переходит на электронный документооборот, возможности для которого предусмотрены в ОПТИ 24. 60 крупнейших клиентов поставщика нефтепродуктов уже выгружают отчеты о расходах по топливным картами через интерфейс API, встроенный в систему.

«Мы рассчитываем, что дополнительное удобство, к примеру, возможность пользоваться специальными отчетами, которые можно настроить под себя, перевесит возможность экономии 50 копеек на литр. 

Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании. 

В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте», – объясняет Алексей Бобров.


Прозрачность, гибкость, интеграция

«Безусловно, 2018-2019 – это годы поиска платформ, их складывания, примеры перевозок пассажиров показывают, что здесь есть потенциал и эффективность, но мы должны понимать, что и все связанные с этими сервисными платформами проблемы придут и в коммерческие перевозки (к примеру, агрегатор “Яндекс.Такси” столкнулся с забастовками водителей таксопарков). Повышение эффективности означает, что кто-то понесет потери, и вопрос как это пройти безболезненно – открытый, пока нет ни одной доказанной бизнес-модели, которая давала бы оценки в цифрах – как поменяется и вырастет рынок, так что это складывание мы будем наблюдать в течение какого-то времени», - убежден директор Центра трансформации, руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Николай Верховский.

Он считает, что 

технологии однозначно изменят коммерческий транспорт, позволив добиться главной бизнес-цели интермодальных перевозок – «бесшовно», быстро и безопасно доставить груз от точки до точки. 

Технологии обеспечат прослеживаемость груза с одной стороны, и гибкость в построении маршрута, его оптимизации в зависимости от задач клиента – с другой. Те, кто эти возможности могут дать за счет платформы, будут выигрывать, ожидает Верховский.

Старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын ключевым трендом считает интеграцию IT-систем по всей цепочке – между теми, кто заказывает, кто перевозит и теми, кто производит. По его словам, пока в редких случаях это бывает действительно единая IT-система, но необходимо прийти как минимум к прозрачности подключения участников рынка друг к другу, чтобы обеспечить общедоступность данных.

«Технологии уже в такой степени определяют развитие отрасли коммерческих перевозок, что многие компании думают не о том, насколько они транспортные, а насколько они IT-компании. 

Основной вопрос – как скоординировать возможности с управленческими решениями, так как есть сложившиеся алгоритмы, есть данные, и они требуют интеграции. В целом задача «цифры» в том, чтобы с учетом наличия данных, стартапов, а также очагов инноваций внутри компании объединить все элементы в эффективный и понятный рабочий процесс», - говорит старший партнер консалтинговой компании.

Ключевые игроки рынка уже давно поставили бизнес на цифровые рельсы и готовы внедрять удобные и современные IT-решения. В группе компаний «Деловые линии» ориентируются на поставщиков софта, способных интегрировать свои продукты в системы оператора. Крупнейший логистический оператор России полностью исключил взаиморасчеты за наличные средства и уже управляет топливными картами от «Газпром нефти» в режиме онлайн. Генеральный директор «Деловых линий» Фарид Мадани отмечает, что это позволило реализовать ряд важных доработок, связанных с автоматизацией внутренних бизнес-процессов, и значительно снизить временные затраты сотрудников.