На площадке завода «Тонар» состоялась ежегодная презентация техники, выпускаемой частным предприятием. Машиностроители из подмосковного Губина представили широкой публике новые идеи, уже воплощенные в металле, причем преимущественно легком.
В сегменте прицепной техники, предназначенной для движения по дорогам общего пользования, драйвером сегодня является сегмент самосвальных полуприцепов, где основной задачей стало снижение собственной массы. По мнению технического директора МЗ «Тонар» Юрия Вайнштейна, громкие инициативы властей о масштабном контроле весогабаритных параметров транспортных средств уже начинают воплощаться в жизнь. Потому губинские машиностроители в своих изделиях все больше применяют алюминий твердых марок, таких как АМГ-5. К примеру, на новой модели «Тонар-952345», относящейся к линейке облегченных самосвальных полуприцепов с 30-кубовым алюминиевым кузовом, благодаря использованию «крылатого металла» снаряженная масса транспортного средства снизилась до 6600 кг. Совокупная экономия на собственном весе (в том числе за счет применения колесных дисков из легкого сплава) составила около 1300 кг, что позволит эксплуатационникам перевозить до 29 850 кг груза без нарушений. Если перевести означенные параметры в денежный эквивалент, получается примерно 300 тысяч рублей в год, принимаемых в зачет сокращения срока окупаемости техники.
Другая новинка — самосвальный полуприцеп «Тонар-9523», получивший 42-кубовый алюминиевый кузов прямоугольного сечения с комбинированным задним бортом. Надстройка такого формата делает технику достаточно универсальной, позволяя перевозить как сыпучий бестарный, так и палетированный груз.
Один из весьма значимых для предприятия проектов — автопоезд «Тонар» грузоподъемностью до 100 тонн. В составе сцепки четырехосный тягач Volvo FH 750 (колесная формула 8х4), оснащенный самосвальной надстройкой, и четырехосный прицеп с аналогичным кузовом. Разгрузка боковая. Стотонный автопоезд изготовлен по заказу компании «Алроса», которая ожидает от производителя 29 таких сцепок. Техника будет задействована в перевозке алмазосодержащей руды в крайне суровых условиях — в движении при морозе до 60 градусов по холмистой местности. Протяженность технологической дороги, где предстоит трудиться самосвалам, достигает 172 км. Добавим, ранее «Тонар» предлагал такие решения на базе Iveco Trakker и даже демонстрировал их на специализированных выставках в Европе.
Что еще нового в текущей производственной программе завода? В этом году достаточно большое внимание было уделено шторным полуприцепам, еще и благодаря значительному росту заказов (партии доходят до 600 шт.). Ежедневно из ворот подмосковного предприятия только тентованных моделей выходит 6–8 единиц. В этой продуктовой линейке завод полностью переработал базовую конструкцию: иная архитектура рамы дала возможность снизить уровень пола, что позволило увеличить полезный объем на 0,91 куба. Производитель снизил снаряженную массу транспортного средства, убрал дефицитные (дорогостоящие) материалы, повысил надежность. При этом для тентованных полуприцепов все чаще стали применять двери кузова собственного производства из алюминиевого сплава и устанавливать стальные передние стенки. Для перевозки труб, стальных листов и груза в рулонах шторные модели стали оснащать системой их крепления. Все это во многом позволило расширить клиентскую базу и нарастить объемы выпуска готовых изделий.
Если говорить о сегменте техники для сельского хозяйства, то и здесь «Тонар» выбрал путь модернизации. К примеру, у бункера-перегрузчика (модель ПТ-5) кузов теперь объемом 30 м3, и предназначен он для перевозки и перевалки зерна. В целом аграрный сегмент также достаточно популярен и позволяет заводу выпускать по 6–7 единиц ежемесячно.
Как и прежде, в производственной гамме присутствуют изотермические полуприцепы, но по ним программа модернизации пока не очень активна, как, впрочем, и в сегменте контейнерных шасси и транспортных средств перевозки сортамента. Причина в малом спросе со стороны перевозчиков. Но такие модели, как, например, сортиментовоз «Тонар-9445» объемом грузовой платформы 58–63 м3 и изотермический «Тонар-9746Н», все же доступны для заказа. Предприятие их тоже решило представить на нынешней презентации. Как и положено магистральной технике, модели оснащены дисковыми тормозами и уже в базовой комплектации предлагаются с системой TEBS E производства WABCO. Тормозная система с электронным управлением обеспечивает регулировку тормозного давления с учетом нагрузки, антиблокировку и стабилизацию против опрокидывания (функция RSS). Кузов полуприцепа «Тонар-9746Н» отличается увеличенным объемом (до 90 м3), при этом полуприцеп отвечает всем европейским требованиям по массе и габаритам: длина автопоезда не превышает 18,75 м, масса снаряженного полуприцепа составляет 7830 кг, грузоподъемность — 26 670 кг. Алюминиевый малошумный пол позволяет создать внутри кузова герметичную ванну. При этом в полуприцепе полностью отсутствуют так называемые «тепловые мосты», что делает поддержание температурного режима менее энергозатратным. Модель имеет сертификат FRC и оснащена рефрижераторной установкой Carrier Vector 1350. Стоит отметить, что при заводе работает аккредитованная лаборатория по проверке коэффициента теплоизоляции кузовов.
Компонентная база прицепной техники «Тонар», а именно оси и элементы подвески, были значительно модернизированы. Кстати, компонентам была отведена отдельная галерея в уличной экспозиции. Именно здесь были представлены оси с нагрузкой 7 и 9 тонн (статичные и с подруливающим механизмом), 13, 16 и 20 тонн. По типу тормозных механизмов оси различались на барабанные и дисковые модификации. По типу подвески — рессорные (Weweler), рычажные (с увеличенным сайлент-блоком) для магистральной техники и на резиновых упругих элементах на 16, 20 и 25-тонных осях. Согласно заявленным изготовителем данным, подвески (при условии соблюдения рекомендации) не требуют обслуживания до рубежа не менее 200 тыс. км. Достигается это в том числе и благодаря увеличенной с 6 до 8 мм толщине кронштейна крепления тормозной камеры, более мощным кронштейнам крепления подвески к раме, дополнительным усилениям в виде швеллеров с толщиной стенок до 8 мм и так далее. Более 6 лет назад на завод «Тонар» с предложением о сотрудничестве вышла голландская компания Weweler. Партнерство состоялось, и сегодня европейский бренд является официальным поставщиком рессорных подвесок для самосвальной техники. Особенность изделий Weweler в так называемой 3D-прокатке деталей, позволяющей с большей точностью, применяя современные материалы, получать продукт, адаптированный для отечественного рынка. Основная идея расчета была заменить двулистовую рессору повышенной грузоподъемности более легкой однолистовой (без потери прочностных характеристик). Первое испытание прошло в 2015 году в Кемеровской области у перевозчика Эдуарда Сабирова, являющего по совместительству руководителем регионального представительства МЗ «Тонар». По словам Сабирова, испытания проходили на дороге с неудовлетворительным качеством полотна (с постоянным ямочным ремонтом), где ежемесячно перевозится больше 1 млн тонн груза. «До проведения испытаний наш парк состоял из техники «Тонар» на подвесках BPW, и в год мы меняли до 200 рессорных листов, — рассказал Эдуард Сабиров. — Мы неоднократно обращались на завод с этой проблемой и все-таки были услышаны. Новый тип подвески позволил в разы снизить поломки и затраты на простой и запасные части. Помимо прочего, более чем на 30 % увеличился ресурс шин. Кроме того, водители подметили качественные улучшения управляемости, почти исчезли чрезмерные поплавковые движения полуприцепов». Что касается экономии топлива, перевозчик оценивает ее показателем 2 л/100 км. «При условии, что в среднем каждая из наших 30 сцепок пробегает за месяц 20 000 км, это серьезная экономия», — заключает эксперт.
Фото: автора