← Таможня и ВЭД

«Фуры задерживают избирательно — это бизнес»: затяжные проверки на таможне разоряют перевозчиков ДФО

gma.spb.ru

Уссурийские таможенники неделями задерживают на складах грузы из Китая, выискивая у перевозчиков нарушения. Так совпало, что эти склады принадлежат владельцам зданий, где арендуют помещения таможенные посты.

Российские импортеры, работающие на Дальнем Востоке, бьют тревогу: сотрудники Уссурийской таможни на несколько недель задерживают трейлеры с грузом, который следует в Россию из Китая. Например, в пункте пропуска ДАПП «Полтавка» фуры простаивают по 10-20 дней, так как их подвергают тотальному таможенному досмотру. Все это время грузы хранятся на складе, который принадлежит тем же собственникам, которые владеют зданием, где находится ДАПП.

Тотальный досмотр

По подсчетам транспортной компании «Магистраль ДВ» из Хабаровска, которая возит промтовары из Китая, с 1 мая по 15 июля ее грузовики четыре раза подвергались подробному досмотру на границе. Каждый раз задержка составляла от 5 до 10 суток.

Обычная таможенная процедура предусматривает лишь визуальный осмотр — без вскрытия грузовых отсеков транспорта и упаковки товаров. Подробный досмотр применяется лишь в случаях, когда у таможенников возникают обоснованные предположения, что провозимый груз не соответствует указанному в декларации. Однако уссурийские таможенники, работающие на ДАПП «Полтавка», ни одного нарушения у «Магистрали ДВ» не выявили, но продолжали раз за разом вскрывать грузы.

На территории ДАПП условий для хранения товара нет, поэтому таможенники направляли трейлеры «Магистрали ДВ» на ближайший склад, принадлежащий ООО «Полтавский терминал». Складские услуги обошлись импортеру в 210 тыс. рублей.

«Есть и другие склады, куда могли бы направлять машины для досмотра, например, склад временного хранения в самом Уссурийске. Но он стоит полупустой, а все грузы направляют на «Полтавский терминал», — недоумевает адвокат Светлана Коргутова, представляющая интересы бизнесменов.

Начальник поста сам решает, кого досматривать, а кого нет, поясняет она. Одни грузовики проходят «Полтавку» без досмотра, а другие проверяют каждый раз, несмотря на отсутствие нарушений. 

«Стопроцентный досмотр — процедура долгая и затратная. Фуры стоят в очереди по 10 дней, просто чтобы подъехать к разгрузочному модулю. «Полтавский терминал» берет за первые сутки хранения 4 тыс. рублей, потом — по 2 тысячи. Работа грузчиков стоит 14 тыс. рублей. В итоге счет за складские услуги — 80-90 тысяч», 

— рассказала Коргутова.

«Магистраль ДВ» пожаловалась на действия таможенников и лично начальника ДАПП «Полтавка» подполковника ФТС Алексея Канина в Дальневосточную транспортную прокуратуру, указав, что после таможенного досмотра грузовладелец обнаружит недостачу и порчу находившегося в трейлерах товара.

Та же проблема у компании ООО «Кальсар» из Уссурийска. Ее груз (промтовары китайского производства) застрял на границе на 20 дней.

В пресс-службе Уссурийской таможни ПРОВЭДу заявили, что руководитель «Полтавки» своих полномочий не превышал. «Таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов и форм контроля. При выборе используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС», — пояснили в пресс-службе таможенного органа. Собеседники не уточнили критерии риска, которыми руководствуются таможенники.

В пресс-службе также отметили, что склад «Полтавский терминал» — единственная зона контроля, расположенная в непосредственной близости от места прибытия. По информации пресс-службы, помещения и открытые площадки склада обустроены и оборудованы должным образом.

Все деньги в один карман

ПРОВЭД заинтересовался складским дефицитом в окрестностях «Полтавки» и выяснил интересные детали. Таможенный пост ДАПП «Полтавка» расположен в помещении, арендованном у ЗАО «Автомобильный пункт пропуска «Полтавка». По данным системы «Контур. Фокус», это ЗАО принадлежит двум компаниям — ООО «Октябрьская транспортная компания» (ОТК, доля — 70%) и ООО «Логистическая группа БИКСИ» (30%). При этом учредитель и гендиректор ОТК Дмитрий Стуков — единственный владелец и директор склада «Полтавский терминал», на который сотрудники таможенного поста «Полтавка» отправляют на хранение грузы.

Похожая схема действует на многих других таможнях Дальнего Востока. Например, ДАПП «Турий Рог» (также относится к Уссурийской таможне) арендует площади у ООО «Автопереход Турий Рог», который в равных долях принадлежит четырем местным предпринимателям: Юлии Абрамовой, Александру Федотову, Александру Гейкину и Граниту Ли. Они же совладельцы находящегося неподалеку от ДАПП транспортно-логистического комплекса «Турга», где хранятся грузы, которые идут через ДАПП «Турий Рог».

О том, что многие пункты пропуска (ПП) на Дальнем Востоке зависят от частных собственников, у которых они арендуют помещения, известно на самом верху власти РФ. 

По данным спикера Совета Федерации от Приморского края Светланы Горячевой, из 46 дальневосточных ПП государству принадлежат только 4 пункта. Таможенные посты перешли в частные руки в 1990-х.

Российские власти много лет, но пока безуспешно борются с этой проблемой. Президент РФ Владимир Путин еще в 2006 году потребовал национализировать погранпункты. И «прекратить практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе». Но ФТС пока не преуспела в этом вопросе.

В марте 2018 года приморский губернатор Андрей Тарасенко собирал владельцев таможенных постов, чтобы осудить с ними вопросы выкупа. Пришли уже упомянутые хозяева «Турьего Рога» и предприниматель Сергей Деркач — собственник ПП «Марково», говорит источник ПРОВЭД, знакомый с ситуацией. Деркач согласился обсудить выкуп, часть владельцев «Турьего Рога» тоже. Но пока на этом переговоры застряли.

«Это бизнес»

«Такое происходит в России повсеместно. Фуры задерживают на границе очень избирательно — это бизнес», — говорит Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».

Таможенники очень заинтересованы в том, чтобы найти нарушения у перевозчиков, добавляет свою версию происходящего таможенный юрист Петр Лесников. «Основа жизни таможни — выполнение показателей эффективности деятельности (ПЭД). Если ПЭД не выполняются, ставится под угрозу само существование таможенного органа или, по крайней мере, премии его руководителей. В общей сложности этих ПЭД — 202, а может, уже и больше. Самый главный из них — наполнение федерального бюджета», — поясняет Лесников.

Отсюда — длительные простои на границе. Например, в конце июня на челябинской таможне сгнили 11 фур с яблоками из Киргизии стоимостью 16 млн рублей. Груз заподозрили в европейском происхождении и продержали на границе более двух недель, в 30-градусную жару.

«Скорее всего, перевозчики на «Полтавке» просто не согласились с предложением таможенников о корректировке таможенной стоимости или классификации товара», предполагает Лесников. По его словам, на таможне часто возникают подобные разногласия между проверяющими и бизнесменами. Петр Лесников приводит в пример случай, когда таможенная стоимость сварочных аппаратов весом 5 кг корректировали, взяв за основание стоимость многотонного оборудования для сварки. При этом получалось, что участник внешнеэкономической деятельности недоплачивает очень солидную пошлину.

Ольга Мягченко, Иван Овсянников