Международные грузоперевозчики Белоруссии прогнозируют благоприятную конъюнктуру по меньшей мере на ближайшие полгода. Рынок окончательно адаптировался к взаимным санкциям России и ЕС, грузопотоки которых обслуживают белорусские компании.
«К санкциям все привыкли и понимают правила игры, экономика вовлеченных стран растет, цена нефти демонстрирует положительную динамику, политических потрясений на рынках присутствия нет», — оценил ситуацию в беседе с корреспондентом «БР» начальник управления по коммерческой работе ООО «РАЙЗИНГ» Александр Машканцев.
При этом представитель этой транспортной компании все-таки признал чувствительность России к санкциям в целом, так что введение новых мер остается фактором риска, и это может привести к снижению инвестиций и уменьшению грузопотоков в регионе.
Впрочем, пока, по словам собеседника, уровень цен на перевозки позволяет компаниям заняться обновлением и расширением автопарка: производители тягачей и прицепов имеют пакет размещенных заказов на 6—9 месяцев вперед. В то же время резко обострилась конкуренция между перевозчиками: каждый хочет не просто сохранить и обновить парк подвижных средств, чтобы вырасти вместе с рынком, но еще и расширить свое присутствие на рынке. Конкурентным преимуществом компаний в нынешних условиях становится обучение сотрудников, совершенствование бизнес-процессов, внедрение передовых практик продаж, применение IT-решений. В выигрыше оказываются те, кто обновляет и расширяет линейку сервисов, заботится о качестве услуг, оптимизирует затраты.
«В этом году менее остро ощущается конкуренция с иностранными компаниями, в первую очередь европейскими <…>, вероятно, вследствие роста внутреннего европейского рынка», — отметил представитель еще одной транспортной компании, пожелавший остаться неназванным.
Рефрижераторы в минусе
Сейчас на маршрутах ЕС — Россия в минусе только доставка рефрижераторами. По сравнению с прошлогодним уровнем ставки фрахта на таком транспорте упали на 10—20 %, сейчас они сопоставимы с тарифами на доставку тентованными фурами или даже ниже. Сказался прошлогодний неурожай фруктов в Европе и ужесточение контроля за поставками санкционных продуктов на российской границе.
Голод на дозволы не ослабевает. По-прежнему серьезным сдерживающим фактором остается дефицит разрешений на международную доставку грузов. «Для белорусских перевозчиков проблема разрешений носит хронический характер. Не хватает некоторых европейских разрешений, в огромном дефиците разрешения Российской Федерации I и II категории, Казахстана, Узбекистана. Конечно, это заставляет корректировать стратегию развития компании», — посетовал Александр Машканцев.
Данное обстоятельство усугубляется мерами господдержки перевозчиков в различных странах Европы — в таких условиях белорусам непросто выдерживать конкурентное давление со стороны зарубежных транспортных компаний.
Свой путь
Чтобы укрепить позиции, некоторые логистические фирмы начали корректировать специализацию. Например, в группе компаний «Фабеас» решили сузить спектр транспортно-логистических услуг. «Мы осознанно «ушли» с рынка автомобильных комплектных перевозок, так как с падением объемов и фрахтов, ограничений из-за санкций и контрсанкций конкурировать приходилось не с логистическими компаниями, а непосредственно с перевозчиками», — пояснил решение глава «Фабеас» Андрей Поддубский.
Группа сконцентрировалась на морских и авиаперевозках, а также на прямой железнодорожной доставке грузов из Китая, где оставалось еще поле для «интеллектуальной логистики».
Готовимся к переделу рынка
«В ближайшие годы не будет роста объема перевозок и не будет роста фрахтов на перевозки, а будет лишь конкурентное перераспределение объемов между уже существующими игроками на рынке», — прогнозирует Андрей Поддубский.
По мнению бизнесмена, главным фактором перераспределения на белорусском логистическом рынке станет способность «встроиться в реалии цифровой экономики», создать дешевый и удобный сервис. А вот появления новых крупных игроков ждать вряд ли стоит: пока инвестиционная привлекательность Беларуси не столь высока, чтобы сюда пошел крупный зарубежный капитал.
Сдерживающим фактором для развития транспортно-логистического сектора, по крайней мере в облуживании импортных грузов, остается вялый внутренний спрос в экономике. На выплату ранее взятых внешних заимствований приходится тратить все больше средств по отношению к ВВП, что будет и далее подрывать внутреннее потребление, полагает собеседник.
Кроме того, Андрей Поддубский сомневается, что в ближайшие годы белорусская экономика сможет сделать серьезный рывок в экспорте товаров. Россия дала недвусмысленно понять, что в долгосрочной перспективе намерена заместить белорусский экспорт (продовольствие, машиностроение, текстиль и прочие товарные группы) российской продукцией. Процесс импортозамещения уже идет, периодически порождая торговые конфликты. На наработку новых рынков сбыта, способных заместить выпадающие объемы, могут потребоваться десятилетия, а потому ближайшие перспективы для существенного увеличения объемов экспортных грузов довольно туманны.