Ведущий передачи «Профессия – дальнобойщик» отправляется в рейс из Москвы в Пермь с опытным водителем – Алексеем Чаплыгиным. В пути он узнает много нового об этой непростой работе и поймёт, какая дорога на самом деле главная.
Пятница, вечер. Путешествие на автомобиле начинается по-московски обычно, в пробках. Дальнобойщика Алексея Николаевича Чаплыгина пробками не удивишь и не испугаешь: за рулём он больше 40 лет.
– Земной шарик объехал не один раз. В этой компании работаю 3 года, сменил 4 машины, наездил около 450 тысяч километров. Попугаев не возил, тигров тоже не возил. Самый экзотический груз - макулатура и бумага, хороший груз. Не проблематичный, не тяжелый, по срокам не горит…
В этот раз Алексей Николаевич везёт мебель в Пермь. Груз нужно привезти в понедельник. Время для рейса не самое удачное: в выходные на дорогах всегда больше машин. В первый день дальнобойщику необходимо добраться до Владимира. На въезде в город экипаж большегруза попадает в пробку и в гостиницу приезжает только во втором часу ночи. А в 7 утра Алексей Николаевич уже позавтракал и готов продолжать путь.
Изначально дальнобойщиками называли стрелков дальнобойной артиллерии, но потом термин прочно закрепился за водителями дальних рейсов. Может, вполне справедливо – ведь порой рейсы превращаются в бой с плохими дорогами, погодой, пробками и собственной усталостью.
На второй день движение остаётся таким же затрудненным. 850 километров – именно столько хочет проехать Алексей за субботу, но удастся ли? Норма в компании, в которой работает водитель – 700 километров в день. Ночной отдых длится от 6 до 10 часов, дневной – 2 часа. Тахограф следит за графиком работы водителя, но главное – привезти груз вовремя, поэтому иногда дальнобойщики проводят за рулем до 18 часов в сутки.
- В Курске у меня полно друзей, человек 40 дальнобойщиков, да и здесь, на трассе, часто их встречаю. Когда начинал работать – всегда все дружили, и сейчас отношения хорошие,
- рассказывает Алексей.
Выехав из Москвы, Алексей Николаевич может вернуться через месяц, а то и через два. Работа дальнобойщика – это долгий путь с короткими остановками – заправить машину и заправиться самому. Всё необходимое всегда есть в автомобильном холодильнике. Есть даже бутылка шампанского для особых случаев: однажды пришлось встречать в рейсе Новый год.
Проехав Нижний Новгород, Алексей Николаевич по рации сообщает коллегам о ситуации на дорогах. С помощью рации, которая есть почти в каждом тягаче, водители делятся друг с другом полезной информацией – например, о расположении патрулей ДПС. Когда в дорожном потоке одни грузовики, общение в эфире особенно жаркое. Начинаются разговоры «за жизнь», анекдоты, шутки, политические дискуссии, а иногда и выяснения отношений на повышенных тонах. В общем, ехать не скучно.
Второй вечер водитель и его напарник снова проводят в пробке, в окрестностях Чебоксар. Алексей не проехал и половины от намеченного плана.
Третий день Алексей Чаплыгин начинает с переобувания в рабочие тапочки – удобные и довольно дорогие.
– Нам осталось до Перми где-то 700 километров. Но за день не осилим – будут остановки запланированные,
– сетует водитель.
Однако вопреки планам, на третий день экипаж большегруза делает всего одну остановку – в придорожном кафе. Пока Алексей Николаевич обедал, ведущий передачи разговорился с дальнобойщиками из Беларуси, которые везли груз из Голландии в Казахстан. Водители грели еду на газовом баллоне, расположившись прямо на стоянке.
- В Европе проще работать?
- Проще ехать, и дороги лучше. А обедаем везде «ссобойкой» - иначе дорого. Есть баллон с газом, кипятим на газу чай.
У Алексея Николаевича есть такой же баллон, но пить чай в этом рейсе некогда – водитель отстаёт от графика. После быстрого обеда в кафе ведущий и дальнобойщик снова отправляются в путь.
– «Романтика» - скажет, наверное, каждый второй зритель, но мне кажется, что романтика закончилась уже на второй день путешествия, потому что начались плохие дороги, усталость, пробки,
– делится своими мыслями ведущий передачи.
Настоящая романтика с большой дороги была в девяностые, рассказывает Алексей Николаевич. Работы было много, проблем у дальнобойщиков тоже.
- Много было разговоров, и очевидцы рассказывали что там ограбили, здесь ограбили. Под Нижним Новгородом однажды остановили, говорят – дорога наша, надо платить. Ружье достал – естественно, сразу про дорогу забыли…
Сейчас Алексей Николаевич ездит без ружья, хотя на интернет-форумах до сих пор иногда пишут о рэкете и наездах. Несмотря на опасность, многим профессия дальнобойщика нравится и приносит не только деньги.
- Всё можно увидеть в дороге. Люди разные, места разные, погода разная… интересно, романтика. Российские дороги — это целиком романтика. Часто бывает, что едешь и плюешься – больше не поеду. Но дома день-два отдохнешь и чувствуешь: опять дорога тянет.
Чем дальше от Москвы, тем хуже становятся дороги. За третий день большегруз проезжает 630 километров. На ночевку экипаж останавливается в Воткинске. В этот раз Алексей Николаевич отправится ночевать в гостиницу, а ведущий передачи проведёт ночь в спальнике тягача. Перед сном дальнобойщик учит ведущего пользоваться климат-контролем: ночи на Урале холодные.
- Если кто будет стучать, дверь ни в коем случае не открывать! Окно чуть приоткрыл, спросил что надо и закрыл сразу. Если что, под сиденьем лежит монтировка, - напутствует водитель своего напарника.
К счастью, монтировка ведущему не пригодилась. В 7 утра Алексей Николаевич разбудил своего напарника, и поездка продолжилась.
Ехать осталось меньше 200 километров; груз нужно доставить к обеду. Дороги на Урале плохие. Работа хоть и сидячая, простой её не назовешь. Грузовик надежный, удобный, но и такая техника может выйти из строя. В дороге всякое случается, а водитель почти в любой ситуации отвечает за груз – часто очень дорогой.
Вскоре большегруз прибывает в пункт назначения. 36 диванов доставлены в срок, однако разгрузки пришлось ждать почти сутки. Случается и такое.
Водитель и его напарник прощаются друг с другом. Ведущему пора на самолет – возвращаться в Москву. А для Алексея Николаевича диспетчеры уже нашли новое задание – нужно торопиться в город Соликамск, чтобы забрать бумагу и отвезти её в Орёл. По пути водитель заглянет домой, в Курск – там его ждёт супруга.
- За три дня не узнаешь всего о профессии и жизни дальнобойщика. Но этого времени достаточно, чтобы понять, что самая главная дорога в жизни это, всё-таки, путь домой.