Власти в очередной раз подтвердили свои намерения по развертыванию АСВГК на автодорогах России. Как следует из федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», к концу 2021 года на федеральных трассах должно быть установлено 400 контрольных пунктов.
Параллельно аналогичные комплексы будут устанавливаться на автодорогах регионального и местного значения. До 2023 года они должны заработать в 60 субъектах РФ.
Полный текст проекта, включенного в паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), опубликован на официальном сайте Минтранса.
Плохие дороги — беда страны
Сохранность состояния автомобильных дорог вкупе с борьбой против злостных нарушителей весогабаритного контроля (в частности, путем развертывания АСГВК) являются на сегодня, пожалуй, одними из самых злободневных тем для участников российского рынка грузовых перевозок.
Не остается в стороне от дискуссий и экспертное сообщество.
Как следует из аналитического доклада, подготовленного Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР), общая протяженность сети автодорог в России составляет почти 1,5 млн км (по состоянию на 1 января 2018 года). Из них 53 тыс. км приходится на федеральные трассы, а 511 тыс. км — на дороги регионального и межмуниципального значения.
При этом обращает на себя внимание огромная разница в их состоянии. Если на сети федеральных автодорог нормативным требованиям соответствует 78% из них, то у региональных трасс этот показатель составляет лишь 43,1%, т. е. почти в два раза меньше.
На сети федеральных дорог нормативам соответствует 78% из них, у региональных трасс этот показатель в два раза меньше.
Еще более удручающе выглядит статистика по динамике ремонта этих дорог. Начиная с 2012 года ситуация по федеральным дорогам улучшилась на 39,1%, в то время как по региональным за шесть лет улучшение составило лишь 6,4%.
«То есть фактически ситуация на сети региональных дорог все последние годы не меняется и остается стабильно неудовлетворительной», — констатирует председатель РАДОР Игорь Старыгин.
Ущерб — на триллионы
Анализируя причины подобной сложившейся в регионах неблагополучной картины, авторы доклада выделяют две основные. Это недостаточное внимание к автодорожной отрасли со стороны региональных властей (прежде всего — в виде недостаточности финансирования), а также злостное нарушение установленных законом весовых норм недобросовестными перевозчиками грузов.
В первом случае о проблеме лучше всего свидетельствует тот факт, что в 2017 году ремонт и содержание автодорог регионального значения были профинансированы лишь на 15% (!) от нормативной потребности (для сравнения: по федеральным трассам в последние годы этот показатель составляет 100%). Неудивительно, что объемы строительства и капитальной реконструкции трасс регионального значения снизились по отношению к показателям 2016 года сразу на 13,5% — c 1647 до 1425 км.
Ущерб, наносимый российским дорогам перегруженным транспортом, оценивается в 2,6 трлн руб.
Что касается второй проблемы, то, как следует из представленного аналитического доклада, ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам перегруженным транспортом, оценивается в сумму 2,6 трлн руб. Напомним, что ранее эту же сумму называли и в руководстве ФКУ «Росдормониторинг».
«Это на 1 трлн руб. превышает сегодняшний объем государственных расходов на дорожную деятельность (расходы консолидированного бюджета РФ по статье дорожных фондов в 2017 году составили 1,7 трлн руб.)», — подчеркивает в свою очередь глава РАДОР.
Между тем по итогам того же года сотрудниками Ространснадзора по результатам проведения весогабаритного контроля (ВГК) грузовых транспортных средств на автодорогах всех видов было вынесено 30,4 тыс. постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности. В свою очередь, со стороны заработавшего Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) было вынесено еще более 4000 штрафов владельцам ТС — за выявленные нарушения ВГК.
В то же время, отмечает Игорь Старыгин, общая сумма штрафов, перечисленных нарушителями в бюджет страны в прошлом году, составила лишь 910 млн руб., в т. ч. в бюджеты субъектов РФ — 749 млн руб. Это многократно меньше вышеназванных размеров ущерба.
«Как нетрудно заметить, эти суммы просто несопоставимы с размерами ущерба, наносимого автодорогам, — подчеркнул глава РАДОР. — При таком соотношении финансирования и размера ущерба достаточно проблематично достижение нормативного состояния автодорог».
АСВГК как средство борьбы с нарушителями
В сложившейся ситуации, по мнению авторов доклада и руководства РАДОР, необходимость развертывания АСВГК неизбежна. Именно эта система, по замыслу дорожных экспертов, и должна выступить главным средством эффективной борьбы со злостными нарушителями весовых норм на дорогах страны.
По состоянию на 1 апреля 2018 года на федеральных дорогах России функционировало 73 пункта весогабаритного контроля. Из них 48 стационарных, 8 автоматических и еще 17 — автоматизированных, имеющих стационарную часть. При этом в Минтрансе ранее планировали, что до конца 2020 года в рамках развертывания АСВГК на федеральных дорогах заработают 387 контрольных пунктов, действующих в автоматическом режиме. Таким образом, цифры, включенные в новый проект БКАД, даже превосходят прежние планы.
Именно АСВГК должна выступить главным средством борьбы с нарушителями весовых норм на дорогах.
Применительно к дорогам регионального значения в 68 субъектах РФ сегодня функционирует 245 локальных пунктов ВГК местного подчинения — в том числе 25 стационарных, 51 автоматический и 169 передвижных.
Объединение усилий бизнеса и власти
В целом, по мнению экспертов, проект развертывания АСВГК по своей сложности и масштабам сопоставим с введением системы «Платон». В связи с этим со стороны авторов аналитического доклада РАДОР есть ряд предложений по повышению эффективности АСВГК и совершенствованию ее нормативно-правовой базы. Среди них, в частности, — внесение изменений в КоАП об усилении ответственности за уклонение от весогабаритного контроля и оборудование абсолютно всех большегрузных ТС датчиками поосных весовых нагрузок.
В то же время, как уже сообщали ГИД, члены МОЭС также ранее подготовили и направили в Минтранс России пакет коллективных предложений от бизнеса, призванных помочь государству в создании дорожной карты проекта развития АСВГК.