Пессимизм российских предпринимателей достиг максимума за всю историю наблюдений: 84% из них готовы продать бизнес. Два года назад таких было 32%. Половина бизнесменов боятся потерять активы из-за экономической и политической нестабильности.
Малый и средний бизнес сворачивают деятельность в России, следует из данных опроса «Барометр уверенности компаний» от Ernst & Young (EY). Предприниматели заявили экспертам EY, что намерены избавиться от своих активов, так как рискуют их потерять — так объяснили больше половины из тех руководителей, которые готовы расстаться с бизнесом. Еще 33% недовольны эффективностью своих компаний. Вот только покупать у них активы некому: в новые продукты рискуют вкладываться только 32% инвесторов.
Два года назад настроения бизнесменов были куда оптимистичнее: продажу бизнеса рассматривали лишь 32% респондентов, опрошенных EY.
Экономике мешает развиваться геополитическая напряженность — считают 55% опрошенных EY предпринимателей. Нельзя строить планы даже на ближайшую перспективу, тем более загадывать на несколько лет вперед, так как не известно, какие санкции на бизнес наложат зарубежные страны или сама РФ.
«Кризис ослабил позиции компаний малого и среднего бизнеса, которые страдают от введенных в отношении России ограничений, а также от нестабильности и ужесточения требований регуляторов. При этом государство не оказывает им такую поддержку, как крупному бизнесу», — цитирует мнение экспертов EY РБК.
Предприниматели сворачивают планы — это отмечает даже официальная статистика. О степени пессимизма бизнесменов говорит резкий рост вывода средств из России, зафиксированный Центробанком РФ: за первое полугодие 2018 года из стран выведено $21,5 млрд — это в 2,5 раза больше, чем годом ранее ($8,7 млрд). До конца года ЦБ ждет увеличения этого показателя до $30 млрд.
Топливо дорожает, спрос падает
Индекс предпринимательской уверенности, который рассчитывает Росстат по результатам опроса 3,9 тысячи бизнесменов, в августе 2018 года упал до минус 3,7% против 1,1% в январе. Это означает, что участники опроса не видят перспективы для развития бизнеса и не намерены вкладываться в него.
Аналогичный индекс от Высшей школы экономики (ВШЭ) — минус 4% по итогам августа. Основные «антидрайверы», повлиявшие на снижение предпринимательской уверенности, — это строительство и сфера услуг. Они завязаны на потребительский спрос, а он падает уже несколько лет.
Ставку НДС повысили с 18% до 20%, с 2019 года власти поднимут акцизный сбор на бензин (на 3,7 тысячи рублей за тонну) и на дизельное топливо (на 2,7 тысячи рублей за тонну).
В результате подскочат цены на топливо, которое и без повышения акцизов в 2018 году уже подорожало: бензин на 9,4%, авиакеросин на 7,8%. Это даст дополнительный импульс инфляции, а значит, еще более снизит потребительские настроения, говорят эксперты.
У строителей — отдельный повод для пессимизма: они каждый год ждут, когда власти запретят им собирать с дольщиков деньги на возведение домов. С 1 июля 2018 года предполагалось ввести новое правило — чтобы дольщики несли деньги за жилье не напрямую застройщикам, а только в аккредитованные банки. Нововведение перенесли на год. Застройщики уверяют: их расходы из-за реформы увеличатся, а потому вырастет и цена жилья — на 20-25%. Пропорционально упадет спрос, и многие строители обанкротятся, убеждены участники рынка.
«Сегодня на строительном рынке функционирует примерно 17-19% подрядных организаций, находящихся в предбанкротном состоянии», — подсчитали эксперты ВШЭ.
«То, что в экономике сегодня по-прежнему нет денег, и приводит к падению бизнес-активности в значительной степени, то есть практически ничего не меняется в этом плане. Разговоры идут, а ситуация не меняется. Поэтому, несмотря на разговоры о том, что зарплата увеличивается в последний год, она увеличивается не настолько, чтобы потребительский спрос начал расти. Соответственно, это тоже сказывается на бизнес-активности», — цитирует BFM слова Андрея Разбродина, президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.
О каком развитии может идти речь при таком падении рубля, недоумевают бизнесмены.
В рублях мы бьем рекорды, но в долларах там, где было $10 млн, стало $5 млн, отмечает Сергей Горный, директор компании «Лазерный центр». «Главная проблема — что нет уверенности в будущем. Соответственно, нет доверия между клиентами, а это вообще чреватая ситуация. На что можно рассчитывать — на собственные силы, выход на мировой рынок чего-нибудь купить, вот и вся тема», — сокрушается он.