Почти 3 млрд рублей выделено из федерального бюджета на развитие автомобильных дорог в шести субъектах РФ. Средства получат Республика Алтай, Саха, Алтайский и Хабаровский края, а также Новгородская и Калужская области.
В пояснительной записке к правительственному распоряжению отмечается, что 2,27 млрд рублей предоставляются Калужской области для завершения строительства дороги в обход Калуги на участке Секиотово — Анненки с мостом через Оку.
Этапы большого пути
Нынешний трансферт — лишь один из бесчисленных «этапов большого пути», лишь малая доля в общем объёме межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ на финансирование дорожной деятельности. В декабре премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому в 2018 году 36 регионов получат 31,25 млрд рублей. Деньги уйдут в провинцию в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» госпрограммы «Развитие транспортной системы». В начале апреля кабинет министров распределил 6,1 млрд рублей между 30 регионами.
В августе Минэкономразвития направило Дмитрию Медведеву проект комплексного плана развития магистральной инфраструктуры — этот документ в своём майском указе поручил разработать президент Владимир Путин. Ведомство, возглавляемое Максимом Орешкиным, предлагает построить за шесть лет 690 сооружений общей стоимостью 6,8 трлн рублей. Из них 155 объектов касаются авиационного транспорта, 296 — это дороги и мосты.
Зона ответсвенности
Если же говорить о действующей инфраструктуре, то вот цифры Росстата: общая протяженность автомобильных дорог в стране достигает 1,66 млн км, из них 1,16 млн — трассы с твёрдым покрытием, остальные — в основном грунтовые. Около 30% сельских населённых пунктов в РФ не имеют дорог с твёрдым покрытием для связи с важнейшими транспортными узлами.
По утвержденным в прошлом году нормативам содержание однополосной дороги (низшей, пятой категории) обходится в 806 тысяч рублей/км в год, ремонт — 4,7 млн рублей/км, капитальный ремонт — 12 млн рублей/км. При расчёте стоимости для других категорий применяются повышающие коэффициенты: содержание трасс первой категории обходится почти в шесть раз дороже, ремонт — в десять.Строительство и содержание дорог в России — зона ответственности органов власти практически всех уровней.
За федеральные трассы, на которые ложится самая большая нагрузка (50% всех перевозок), отвечает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Аналогичная схема спускается на ступени ниже — региональную и муниципальную. Во всех без исключения случаях нужно решать массу задач, учитывая, что современная дорога — это не просто полотно, а комплекс сложных инженерных сооружений, где кроме покрытия должны быть грамотно спланированы въезды и развязки, ограждения, освещение, пешеходные переходы.
Отдельную роль играют природно-климатические условия — низкая температура в зимний период, короткий строительный сезон, большая глубина промерзания грунтов и значительное количество осадков.
Халатность, кражи и прочее
Бюджетные деньги в прямом смысле закатываются в асфальт, причем некачественный. Мало того что в России более 90% дорог изготовлены из асфальтобетона, уступающего цементобетону по сроку эксплуатации, частоте обслуживания и большинству характеристик. Например, в Германии 31% цементобетонных покрытий, в США — 35%. Из-за использования устаревших технологий, халатности и кражи материалов, а также выделенных средств реконструкцию полотна приходится проводить практически каждый год. Так, в Белгородской области на ремонт дорог по итогам 2017 года потратили 25% всего бюджета региона.
В стране остро не хватает дорожно-строительной техники и по-прежнему в ходу созданная ещё в СССР нормативная база. Среди самых частых нарушений, на которые идут жалобы в отделение УФАС, упоминаются утратившие силу законы, недействующие ГОСТы. Кроме всего прочего, ситуация, когда компания-подрядчик закупает по документам один строительный материал, а в реальности использует другой — обычное дело.
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХ и ГС:
"Бюджет, вложенный в какую-либо отрасль без общей интегральной стратегии развития страны, без согласования со всеми группами интересов не только крупного бизнеса, но и сообществ, и частных лиц, некоммерческих фондов и так далее, — это деньги, выкинутые на ветер.
В России нет такой элементарной вещи, как общественный контроль, а значит, мало кто осведомлен о планах строительства и ремонта дорог. Поэтому подрядчики ведут себя так, как им угодно.
А сверху уследить за всеми российскими дорогами невозможно. Нужно, чтобы локальный интерес был учтен, и тогда он и будет главным контролёром."