О предвзятом отношении транспортников, о традициях «землячества» и бандитах в России и странах Содружества рассказывает водитель-международник из Киргизии.
О поборах на российских дорогах
Чаще всего до меня докапываются на границе, а вот на дорогах останавливают редко. Бывает, днём транспортники «кидаются под колёса», но если документы в порядке и нет никаких нарушений, то никто слова не скажет – проверят и отпустят. А если есть «косяки», то приходится отстегивать. Отстегиваем всегда по-разному. Кто-то платит тысячу, а кто-то двести рублей. Смотря как договоришься.
Деньги вымогают. А как не вымогать? Мы ведь их сами прикормили.
Российские транспортники «любят» киргизские номера, проверяют их с особой тщательностью. Если всё в идеальном порядке, то отпустят. Но идеальный порядок редко у кого бывает, обычно всегда найдется, к чему прицепиться.
О бандитах
В Сибири я не раз встречался с бандитами. От Челябинска до Новосибирска, до Красноярска, и даже в Алтайском крае. Это всё бандитские места. Ставка почти везде одинакова: тысяча рублей. Последний раз платить пришлось в начале этого года, рядом с Костанайской границей. Обычно они догоняют на легковушке, заставляют притормозить.
Не знаю, что будет, если не отстегнуть. Стараюсь с такими ребятами не воевать, пойдешь на конфликт - дороже может обойтись.
Об отношении к российским водителям
В Киргизии к российским дальнобойщикам относятся вполне нормально. За легковушками следят пристальнее – к нам много россиян приезжает на отдых, на озеро Иссы-Куль. Вот их частенько проверяют. А российские дальнобойщики… им палец в рот не клади.
Всё зависит от опыта, образования: насколько человек знает законы, настолько его и разводят.
Водители из России в целом очень грамотные. Я слышал о комичных ситуациях, когда опытные водители с МДП начинали «колбасить» остановивших их гаишников, которые не знали собственных законов.
Поэтому казахстанские фуры проверяют чаще и тщательнее, чем российские. А что касается отношения к россиянам в целом, то всё как в советские времена: будто бы в одном котле живём.
О России
Россию нельзя сравнивать с азиатскими странами. Менталитет у россиян своеобразный, русские люди спокойные. Есть, спору нет, индивидуумы всякие, но это редкость, а так – со всеми можно договориться. Да и просто с попутчиками поговорить всегда приятно.
Гаишники, транспортники не жадные; нет такого, чтобы кто-то последние штаны с тебя снимал. Если ты к ним по-человечески относишься, то и они к тебе по-человечески отнесутся.
О гармонии в отношениях
– Здесь, в России, я часто слышу о том, как «разводят» иностранных водителей. А в странах СНГ проблемы периодически возникают у россиян. Получается своеобразная гармония, «ничья».
По большому счету так и есть. Но всё-таки мне кажется что нас, зарубежных водителей, сейчас в России меньше «колбасить» стали. В Казахстане транспортников тоже приструнили, там теперь нет былого беспредела. В Южном Казахстане менты вообще не трогают. Если нарушишь, то остановят, но если не нарушать – не трогают. То же самое и здесь, в России.
Наших, Киргизских, тоже приструняют потихоньку. В стране идёт борьба с коррупцией, и менты ведут себя спокойно, многого себе не позволяют. Недавно ходил права менять и офигел: никто денег не берет. Раньше брали, а сейчас – иди комиссию проходи, иди всё официально делай. Я раньше даже не знал, что такое медкомиссия.
О стране, в которой самые дорогие штрафы
Да, в Казахстане всё серьезно. Там дальнобойщики уже и нарушать перестали, потому что ну его нафиг, штрафы неподъемные. Дешевле по закону проехать чем нарушить. Но принцип землячества, конечно, есть, свои машины казахстанские гаишники практически не трогают.
Есть определенные участки, где нет ни телефона, ни связи, там нет ментов. Например – от Иргиза до Арала, там около 200 километров, вот там все нарушают, едут 90, а то и быстрее. А так всю дорогу 70-75, иначе денег не хватит до дома доехать.
О зарплатах в Киргизии
В Киргизии зарплаты не ахти, водители получают 600-700 долларов. Грузовых машин много, тарифы на перевозки невысокие, поэтому зарплата в 800 долларов считается практически потолком.
Но это еще цветочки, если с Казахстаном сравнивать: там демпинг совсем страшный. Людей берут на работу, им предлагают, например, 500 долларов – и они соглашаются. Это неудивительно, если человек до тех пор водил какой-нибудь КАМАЗ на карьере за 100-200 баксов. Для него это огромные деньги, поэтому он без возражений соглашается и ездит на Москву. И хорошо, если за 500 долларов ездит – бывает, что и за 400, и даже за 300 люди устраиваются!
И о жизни
Пришли к власти новые люди. Начали порядок наводить, дороги строить, с коррупцией бороться. Мочат всех без разбора – миллионер, миллиардер, всех сажают. «Кто не с нами, тот против нас». Кто против, того на нары, а имущество в казну.
Дороги делаются. А что еще для народа может делаться?
Мы же не при Советском Союзе живём, чтобы для народа что-то делалось.
Сейчас нет такого. Насколько у человека мозгов хватит, настолько он и поднимается сам.
Зарплаты маленькие у людей, но живут как-то. Средняя зарплата 200-300 долларов, от 10 до 20 тысяч рулей. Если жить в своём доме, то на еду этих денег хватит. А одеться, обуться – уже затруднительно. Я живу в городе, снимаю квартиру, получаю в среднем 700 долларов. 300 долларов на квартиру, 400 на семью – вот и вся зарплата. Если есть свое жилье, то попроще. У вас распространены кредиты, а у нас такого нет. Слишком бешеные проценты, поэтому никто их не берёт.
Люди друг друга на дороге не пропускают, не уважают, подрезают часто. Я удивляюсь – почему люди так живут, почему не хотят становиться лучше? Нет никакого взаимоуважения, и это расстраивает.
По материалам YouTube-канала "Категория Е"