Объем бюджетных средств, направляемых от акцизов на бензин и масла в Федеральный дорожный фонд (ФДФ), с 2021 года предлагают сократить более, чем в два раза. Если документ примут, через три года ФДФ может недополучить 340 млрд рублей.
Сэкономленные деньги ведомство намерено направлять на другие, в том числе, социальные нужды. В Минтрансе не видят рисков в сокращении трансфертов в дорожный фонд, однако эксперты опасаются, что экономия на ремонте автотрасс может привести к резкому ухудшению их качества.
ФДФ создан для ремонта и содержания автотрасс государственного значения. С 2021 года Минфин предлагает перечислять в него 36% от поступивших в бюджет акцизов на автомобильное топливо и масла. Сейчас, согласно Бюджетному кодексу, в ФДФ должно поступать 83% от таких платежей. Однако с 2017 года это правило было приостановлено. До конца 2020 года из бюджета в ФДФ будет перечисляться меньше денег: в 2018 году — 54%, в 2019 — 37%, в 2020 — 36%. Таким образом, Минфин предлагает закрепить законопроектом показатель в 36% на постоянной основе.
В документе говорится, что средства, сэкономленные на транспортной инфраструктуре, могут быть направлены на другие расходы федерального бюджета. В том числе и социальные.
Если предлагаемые изменения вступят в силу, в 2021 году ФДФ не досчитается 340 млрд рублей.
83% поступлений от акцизов, согласно проекту бюджета на 2021 год, составят около 600 млрд рублей, а 36% — почти 260 млрд, пояснил «Известиям» источник в министерстве финансов.
Официально Минфин не ответил оперативно на вопросы «Известий» о том, чем обоснованы предлагаемые поправки и каким будет эффект от их введения для дорожной инфраструктуры.
Минтранс, которому подчиняется «Росавтодор», отвечающий за федеральные трассы, в сокращении отчислений в ФДФ не видит угрозу для качества дорог. Свою позицию в ведомстве «Известиям» объяснили переходом с 2014 года на стопроцентное финансирование федеральных трасс по установленным на их содержание и ремонт нормативам. Объем ФДФ будет также корректироваться с учетом дополнительного финансирования дорожной деятельности, предусмотренной майским указом президента, добавил представитель Минтранса.
Акцизы на автомобильное топливо и масла всегда были источником финансирования только дорожной инфраструктуры. Поэтому будет довольно странно, если эти деньги направят на какие-то другие цели,
считает завкафедрой проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Павел Поспелов. По его словам, финансирование этой отрасли через отдельные фонды – международная практика. Однако в развитых странах ими управляет не правительство, а профильные общественные организации, формирующие стратегию развития транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения.
Это практически исключает возможности использования средств фондов на любые нужды, кроме дорожных, отметил специалист.
Состояние федеральных трасс в данный момент близко к нормативному, и если ФДФ хотят сократить в пользу региональных дорог, то российская инфраструктура от поправок только выиграет. Если же речь идет о чистой экономии, то отрасль может столкнуться с негативными последствиями, полагает гендиректор института «Стройпроект» Алексей Журбин. Так, рост численности автомобилей приведет к ускорению износа дорожного покрытия. Без пропорционального увеличения затрат на ремонт трассы быстро придут в негодность, уверен дорожный строитель.
В то же время рентабельность бизнеса в отрасли оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют постоянные банкротства дорожно-строительных компаний. Финансовое состояние предприятий может сильно пошатнуться, если правительство выделит на дороги меньше денег, добавил Алексей Журбин.
Впрочем, вряд ли в планы правительства входит экономия на дорогах ради финансирования остальной экономики, считает вице-президент «Опоры России», председатель комитета по организации по транспорту Глеб Киндер. Скорее всего,
в ФДФ будут перечислять меньше акцизов, одновременно наращивая финансирование региональных дорожных фондов. Что касается перспектив недофинансирования федеральных трасс, то «Росавтодор» и Минтранс должны понимать связанные с этим риски.
Поэтому какие-то трансферты из федерального бюджета на решение этих задач должны быть предусмотрены, уверен эксперт.
В 2017 году ФДФ израсходовал 657 млрд рублей, следует из материалов Минтранса. На ремонт и содержание федеральных дорог было направлено 263 млрд рублей, на их строительство и реконструкцию — 255 млрд. Еще 109 млрд было предоставлено бюджетам субъектов на муниципальные и региональные дороги, остальные средства пошли на менее существенные нужды. Как ранее заявлял министр транспорта Евгений Дитрих, регионы в течение шести лет направят на финансирование нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» 3,1 трлн рублей. При этом еще почти 1,5 трлн будет выделено из федерального бюджета.