Мост через Волгу в центре Волгограда прославился не однажды. Это и один из крупнейших долгостроев города, и часть грандиозного автодорожного комплекса, и, конечно, тот самый мост, который однажды взял и «станцевал» прямо с машинами и людьми на нем.
Прозванный впоследствии «танцующим» мост — один из четырех комплексов будущего мостового перехода через Волгу. Запуск этого моста — самой значимой части проекта — соединил два берега Волги и разгрузил плотину Волжской ГЭС, бывшую единственным путем из Волгограда в Волжский. Остальные три части, которые еще только предстоит построить, — это мост через Ахтубу и подходы к обоим мостам.
Пуск всего проекта, как предполагается, решит многие транспортные проблемы Волгоградской области и всего Южного федерального округа: разгрузит федеральные трассы, обеспечит выход на республики Средней Азии, города Саратов и Астрахань, создаст дополнительный транспортный коридор «Восток — Запад».
Протяженность всего мостового перехода по проекту составит 30 км — это будет самый длинный мост Европы. Правда, когда будут готовы все четыре очереди, неизвестно.
Мост через Волгу — так официально он называется — начали строить в 1996 году. Из-за крайне скудного федерального финансирования строительство неоднократно останавливалось. Наконец 10 октября 2009 года мост через Волгу был открыт.
Однако одного дня рождения для столь масштабного объекта оказалось мало. Проработав чуть больше полугода, мост через Волгу прославился на всю страну и получил свое второе имя — «танцующий».
20 мая 2010 года движение по мосту и под мостом было прекращено из-за сильного раскачивания конструкции. По словам очевидцев,
амплитуда колебаний достигала одного метра. Настоящие волны шли по мосту в течение примерно полутора часов.
Видео изгибающегося моста мгновенно распространилось по интернету, а Волгоград получил еще одну достопримечательность — современную и немного скандальную.
Причиной раскачивания моста сочли сильный ветер и возможные просчеты в конструкции сооружения. Люди, к счастью, не пострадали. И, как ни странно, остались невредимыми и асфальтовое покрытие, и перила, и другие конструкции моста.
25 мая 2011 года состоялось повторное открытие моста через Волгу, правда, с трехчасовой задержкой, что сразу же породило слухи о продолжающихся колебаниях. Однако эксперты из Омска, Санкт-Петербурга и Москвы, обследовавшие мост, с уверенностью заявили, что мост находится в удовлетворительном состоянии.
Испытывали мост так же, как и перед первым открытием: сварочные швы проверяли ультразвуком, по мосту в определенном порядке пускали большегрузы с песком и щебнем. Тем не менее 25 мая по мосту пустили только легковой транспорт, а грузовой и пассажирский — лишь спустя три месяца, в августе, и после учений экстренных служб.
В ноябре 2011 года «танцующий» мост стал тяжелее и надежнее: его оснастили тремя демпферами — специальными устройствами, гасящими колебания конструкции. Они добавили мосту 60 тонн веса, зато, по мнению специалистов, сделали его одним из самых безопасных в мире.
Усовершенствовать мост таким образом было решено после проведения специальных исследований — макет моста через Волгу испытали в аэродинамической трубе. В результате эксперимента было принято решение о необходимости установки демпферов. Причиной «танцев» назвали целый комплекс неблагоприятных условий — это и весенний сброс воды, и прошедший накануне дождь и усилившийся ветер, и транспортная нагрузка.
Спустя год корреспонденты V1.ru побывали внутри моста и лично убедились в надежности его усовершенствованной конструкции.
Во время строительства «танцующего» моста не раз возникали скандалы, связанные с чрезмерными или нецелевыми тратами бюджетных средств. Последний спор Контрольно-счетной палаты региона и Миндортранса завершился победой последнего, КСП свои требования отстоять не удалось.
Мост работает, больше не «танцует» и других сюрпризов не преподносит. Он стал частью города, им интересуются туристы, он необходим горожанам — это и удобная дорога, и эффектный городской объект.
Несмотря на полное спокойствие, имя «танцующий» так и закрепилось за ним. Попытка переименовать его в мост Победы большого успеха не имела.
В ноябре 2017 года «танцующий» мост украсили разноцветными светодиодными светильниками. Событие приурочили к значимой для всех волгоградцев дате — началу контрнаступления советских войск под Сталинградом.
Подсвечивают мост по-разному — например, к Новому году был разработан специальный сценарий, и 2 февраля 2018 года, в годовщину победы в Сталинградской битве, мост получил особую иллюминацию — его украсила подсветка в цветах российского флага. Иллюминация была разработана специально к праздничной дате, ее ритм совпадал со звучащей в городе музыкой, а в конце с помощью подсветки был создан эффект развевающегося на ветру триколора.
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года мост называли в числе достопримечательностей, которые наверняка заинтересуют иностранных туристов.
Он ежедневно вдохновляет волгоградских фотографов и даже художников — забавный рисунок с его изображением создала однажды Ольга Лысенкова, автор популярной серии KotoStory.
Трудно не замечать пустые опоры второй части моста. Когда будет достроена вторая половина, пока не известно. Этот пункт грандиозного проекта — часть четвертой очереди всего комплекса мостового перехода, а на данный момент в процессе строительства находится только вторая — строительство моста через Ахтубу.
Впрочем, есть мнение, что и в таком виде мост через Волгу вполне справляется с возложенной на него задачей. И все-таки хочется надеяться, что пустые сейчас опоры увенчаются широкой удобной дорогой, и мост станет полноценным поводом для искренней гордости волгоградцев.