В Свободном введён режим чрезвычайной ситуации. 9 октября произошло обрушение двух пролётов автомобильного моста по улице Михало-Чесноковской, связывающего центр города с залинейным микрорайоном.В результате полностью блокировано движение по Транссибирской магистрали.
Судя по распространяемому в соцсетях ролику с камер видеонаблюдения станции Свободный, обрушение произошло ровно в тот момент, когда на мост въехал гружёный пескогравием тяжёлый самосвал «Howo» и через несколько секунд после прохождения грузового состава. В последний момент из-под рухнувшего пролёта в клубах пыли успел выбежать путевой работник. Большая удача, что его не задело обломками и оборванными проводами под высоким напряжением.
Позже на другом видео он не жалел эмоций, что родился в рубашке. Также до одного из рухнувших пролётов, который примял грузовой вагон состава, стоящего на резервном пути, немного не успел дойти пешеход со стороны залинейной части, который тут же побежал обратно.
Мы прибыли на место происшествия через несколько минут, когда спасатели и медики эвакуировали травмированного водителя самосвала. 38-летний мужчина находился в сознании, у него множественные ушибы и перелом голени. Он госпитализирован в травматологическое отделение Свободненской больницы. Это на данный момент единственный пострадавший, о котором известно достоверно. По счастливой случайности в момент обрушения на мосту не было других пешеходов и автотранспорта.
Просто страшно представить, если бы на мосту в тот момент оказался автобус с пассажирами, а под ним пассажирский поезд.
В первые же минуты с обеих сторон по ул. Михайло-Чесноковской образовались автомобильные пробки, а группы любопытных граждан стояли прямо на краю сохранившихся пролётов. Чуть позже сотрудники полиции ограничили доступ на мост.
На месте уже работали сотрудники МЧС, ПЧ-16, аварийных служб города. Для их безопасности необходимо было сделать ещё и заземление оборванных пролётами контактных линий. Здесь же был первый заместитель главы Свободного В.М. Кондратов, начальник городского Управления ГО и ЧС И.П. Зубарь и заместитель главного инженера Забайкальской железной дороги В.В. Сиргиенко, который вкратце сообщил, что движение по Транссибу остановлено, а из Белогорска и Шимановска выдвигаются восстановительные поезда. Он также опроверг все возможности организации движения по бывшему Почтамтскому переезду к горбольнице ввиду полного отсутствия технических условий.
Через несколько минут к месту происшествия прибыли и.о. главы города Свободного Владимир Константинов с заместителями, заместитель начальника Заб.ж.д. по Свободненскому региону Пётр Сапрыкин, директор филиала «ДРСК» «Западные электрические сети» Юрий Максюта, депутаты городского Совета народных депутатов. Тут же стало известно, что в город выехали губернатор Амурской области Василий Орлов с министром транспорта и строительства Александром Зелениным.
Чуть позже - и о предстоящем визите главы МЧС России Евгения Зиничева. Так к городу президентского внимания стало приковано внимание всей страны. В первые часы после происшествия телефоны редакции и пресс-службы администрации «разрывались» от звонков областных и федеральных СМИ.
Уже через час после происшествия и.о. главы города Владимир Константинов в администрации города провёл экстренное совещание комиссии по чрезвычайным ситуациям. Он обозначил две главные задачи:
организовать транспортное сообщение между центральной и залинейной частью города, в том числе доставку детей в школу, детсады и обратно; разобрать завал на Транссибе, чтобы обеспечить беспрепятственное движение поездов.
В совещании приняли участие руководители прокуратуры, МЧС, железной дороги, местных коммунальных и дорожных предприятий, бригады железнодорожных войск, ООО «Газпром переработка Благовещенск». В связи с ЧП В.А. Константинов предложил ввести в городе режим чрезвычайной ситуации, за что все участники КЧС проголосовали единогласно. На заседании не чувствовалось никакой растерянности, все понимали серьёзность ситуации и готовы были оказать необходимую помощь людьми и техникой.
Под руководством первого заместителя главы города В.М. Кондратова директорам МКП «Дорожник» и ДЭП-191 поручено обустроить грунтовую «нижнюю» дорогу от Суражевки до залинейного микрорайона мимо озера Шестянка с укреплением дорожного полотна гравием на подъёмах к городской больнице, к залинейному микрорайону и зейскому ж.д.переезду и подъезда к ж.д. переезду по улице Сухой Овраг. Из речного порта предстоит доставить 500 тонн гравия, в помощь дорожникам, помимо их собственной техники, выделено необходимое количество грузовиков, бульдозеров и грейдеров. Работы предстояло закончить к 22 часам.
Руководство работами по полной разборке разрушенного моста и освобождению путей возложено на железнодорожников во главе с П.В. Сапрыкиным, которому по телефону сообщали о готовности восстановительных поездов с кранами и освещением, нескольких платформ для вывоза 33-метровых пролётов весом свыше 60 тонн.
Заместитель директора ООО «Газпром переработка Благовещенск» А.В. Белоусов подтвердил решение вопроса с подрядчиками о предоставлении 2-х 50-тонных кранов, погрузчиков, грейдеров. Представители железнодорожной бригады также подтвердили готовность к 14 часам для разбора завалов и вывоза обломков предоставить личный состав от 50 человек, два бульдозера на тралах, грузовую и прочую технику. Также «всем миром» определились с необходимым количеством резаков, компрессоров, отбойных молотков. Сотрудникам полиции и ГИБДД поручено организовать оцепление вокруг места ЧП для безопасности граждан и новую схему движения транспорта, в том числе общественного, обозначив её соответствующими дорожными знаками. Предварительные итоги начатой работы Владимир Константинов предложил оценить в 18 часов.
Инцидент на Транссибирской магистрали вызвал вопрос: кто и как следит за состоянием подобных конструкций?
«Амурское чудо», как называют мост через Амур у Хабаровска, в зоне ответственности двух ведомств - Межрегиональной дирекции по дорожному строительству в ДФО (ФКУ ДСД «Дальний Восток») и железной дороги. Конструкция совмещённая, по нижнему ярусу идут поезда, по верхнему – автомобили.
- Все искусственные сооружения рассчитаны на срок службы в 100 лет. Ещё на стадии проекта инженеры определяют ресурс моста, исходя из климатических особенностей местности, интенсивности движения транспорта по нему и характеристик материалов.
Есть строгие нормативы: обязательный ремонт не реже одного раза в 24 года, а раз в 40 лет капитальный ремонт,
- сказал начальник отдела дорожных сооружений ФКУ ДСД «Дальний Восток» Константин Ермишко.
Каждый мост на федеральных трассах «Уссури», «Восток» и «Амур» в Хабаровском крае находится в зоне ответственности ФКУ ДСД «Дальний Восток». Всего таких 95, включая «Амурское чудо». За состоянием каждого сооружения следит строительная компания в рамках долгосрочных государственных контрактов.
Постоянный осмотр моста происходит раз в 10 дней. Выявленные недостатки записывают в журнал. Даже выбоина в асфальте может туда попасть – ей присваивают адрес и ставят жёсткий срок для ремонта. Если подрядчик не исправит проблему вовремя, то потеряет контракт и гарантированную на 5 лет работу.
- Периодические осмотры более строгие и тщательные: диагностику и оценку состояния мостов специальные комиссии проводят дважды в год, как правило, после весенних паводков и в период подготовки к зиме, - уточнил Константин Ермишко.
Эксперты оценивают все конструкции и определяют статус объекта: он находится в хорошем, удовлетворительном, неудовлетворительном, предаварийном или аварийном состоянии. Каждому режиму – свои рекомендации по ремонту или реконструкции и по режиму эксплуатации. Все дефекты вносят в паспорт моста и в Книгу мостов России.
Кроме того, автодорожники в ближайшее время планируют привлечь к вопросам безопасности дорог и мостов обычных граждан. Вдоль трасс установят баннеры с телефонами диспетчеров - им можно будет сообщить о ямах или ухабах.
У железнодорожников внимание к мостам более трепетное: обходчики осматривают сооружения и все их части, балки, рельсы и прочие детали ежедневно. Найдётся где-то открутившаяся гайка или болт – дефект исправляется на месте, следует звонок диспетчеру с указанием точного места выявленной проблемы.
- Главные враги металлоконструкций - вода и влажность, поэтому самое пристальное внимание к состоянию лакокрасочного слоя.
После весенних паводков и перед зимой комиссия исследует все стыки и узлы моста, включая самые труднодоступные, выявляет и даёт команду на устранение всех дефектов, счищается ржавчина и идёт подкраска проблемных участков, - говорит начальник хабаровского участка Дальневосточной дирекции инфраструктуры структурного подразделения ОАО «РЖД» Владимир Куманеев.
По принятым в РЖД стандартам, мосты полностью перекрашивают раз в 8-10 лет. Но Амурский в последний раз красили в 1998 году. Тогда конкурс выиграла итальянская компания, которая так сделала свое дело, что покрытие до сих пор как новенькое.
Профессионалы под словами «ремонт» и «реконструкция» подразумевают совершенно разные по масштабам процедуры. В первом случае работы не затрагивают конструктивные элементы. На мосту можно поменять асфальт, заменить одну или несколько балок пролёта, установить другие перила или устроить новый водоотвод.
- Реконструкция может предполагать полную перестройку моста, включая установку новых опор и замену всех балок, - объяснил Константин Ермишко. – К примеру, на федеральной трассе «Уссури» Хабаровск-Владивосток в прошлом году строители закончили реконструкцию моста через реку Хор.
В паводок этот участок всегда затапливало. Сначала сделали дамба, а потом дорожники обновили и мост: нарастили опоры, заменили балки, устроили другие подходы. Прежним остался только центральный пролёт – экспертиза признала его состояние удовлетворительным. Сейчас хорский мост стал выше и обеспечивает безопасное движение, даже когда на реке «большая вода».
Реконструкцию прошёл и Амурский мост, отработавший положенный срок с 1916 года и отремонтированный после Гражданской войны. Отступающие от японских интервентов партизаны тогда взорвали несколько пролётов, и движение по Транссибу прервалось на несколько лет.
Учёные из нескольких советских институтов ещё в 1980-х годах проверили его состояние и выявили, что опоры находятся в удовлетворительном состоянии, а вот пролёты и арки оказались дефектными. Был разработан проект реконструкции, мост стал комбинированным железнодорожно-автомобильным.
Работы начались в 1992 году, в итоге этот сложнейший инженерный объект из сотен тысяч тонн металла, камня и бетона стал символом Хабаровска. Единственная оставшаяся от «царской» эпохи металлическая ферма теперь главный экспонат музея Амурского моста.
- Судя по данным исследований, Амурский мост до ближайшей реконструкции простоит ещё 60 лет, а то и все сто, - говорит Владимир Куманеев. – Понятно, что за его состоянием необходим постоянный контроль, и уверяю вас, он ведётся постоянно и очень дотошно.
Свою долю в содержание и надзор за состоянием «Амурского чуда» вносят и специалисты ФКУ ДСД «Дальний Восток»: в 2016 году в их зоне ответственности был проведён масштабный ремонт, включающий замену асфальтового покрытия.