Приморские дальнобойщики констатируют: вместо решения проблемы − своевременного ремонта и реконструкции дорожной сети, контролирующие инстанции предпочитают на небольших и старых мостах ставить знаки ограничения веса, снимая тем самым с себя всю ответственность.
В случае обрушения виноватым автоматически становится водитель. VL.ru поговорил с дальнобойщиками и узнал, в каких условиях им приходится работать в Приморье.
Примечательно, что в путевых листах, выдаваемых водителям, дороги, по которым поедет автомобиль, детально не обозначены. В них – только отметки врача и механика, а также указаны пункт выезда и приезда. Маршрут каждый водитель выбирает самостоятельно, если попадется ГИБДД – именно он в первую очередь и будет нарушителем. Подробный маршрут с указанием всех дорог, по которым имеет право ехать грузовик, есть лишь в разрешении на перевозку негабаритного груза.
После падения в 2016 году моста через реку Литовка корреспондент VL.ru общался с водителями большегрузов об объездных путях, позволяющих миновать аварийные участки. Дальнобойщики тогда показывали карту – проезд по грунтовым дорогам, заповеднику, поля и отдаленные населенные пункты. К сожалению, за два года в состоянии дорожного хозяйства мало что изменилось.
«Я уверен, что если бы поддерживали мост в Осиновке в порядке, трагедии бы не случилось, – говорит водитель грузовика с 7-летним стажем (общий водительский стаж − 26 лет) Дмитрий Анатольевич. − Наверняка там даже знака ограничения веса не стояло, он довольно большой был, капитальный. Последний раз я там в марте проезжал. Это дорога из Владивостока на Арсеньев, в Чугуевский район. По большому счету это единственный нормальный путь. Можно сделать небольшой крюк и через Спасск проехать. Второй вариант − через Раковку − так короче, Осиновку как раз обогнешь и опять на А-181 выйдешь. Но там даже не дорога, а направление. Большая пересеченная местность, по которой тракторы да комбайны ездят».
Водители отмечают − за Спасском-Дальним по главной приморской трассе А-370 на некоторые направления объездов уже не найти, либо они становятся настолько огромными, что никто просто не тратит на них время. По примерным расчетам дальнобойщиков, при рейсе в Хабаровск каждый из них вынужденно нарушает ПДД минимум 10 раз – имея вес в 20-25 тонн, им приходится проезжать по мостам с ограничением 10-15 тонн. С такими нормативами нарушителями оказываются и обычные туристические автобусы.
«Основная закономерность − чем менее протяженный мост, тем больше для нас ограничения, − говорит Дмитрий Анатольевич.− Кстати, в этом смысле гораздо лучше ситуация на находкинской трассе. Там после ремонта были отремонтированы и реконструированы некоторые мосты, соответственно и ограничения там поменьше для нас, всего раза четыре до Находки нарушать приходится».
Иногда дальнобойщиков ловят − специально для этого в случайных местах сотрудники ГИБДД ставят весовой контроль, обычно днем. Считают по длине автомобиля и количеству осей, обычно вес на каждую должен быть не более 4-5 тонн. Также есть сезонные нормативы − например, считается, что в распутицу большегрузы разбивают дороги сильнее обычного, поэтому они должны везти груз меньшего веса. Вовремя предупрежденные водители обычно пережидают на обочине и едут под покровом темноты.
«Я больше всего федеральными трассами пользуюсь, там сейчас весового контроля меньше стало, − отмечает один из дальнобойщиков. − Не знаю, может, в ГИБДД просто людей посокращали. Зато за превышениями скорости смотрят, плюс камеры стоят. Я обязательно соблюдаю, даже если дорога позволяет. Мне кажется, что с 2010-го как-то поменьше вымогательств взяток стало. Раньше даже при наличии всех разрешений на руках все равно находили, до чего докопаться. Зато штрафы выросли. За маленький перевес – от 100 тысяч рублей на компанию».
Отдельная проблема и настоящая головная боль для водителей − перевозка негабаритного груза. В силу неразвитости дорожной инфраструктуры в Приморском крае дальнобойщики крайне ограничены в выборе дорог − по другим просто не проехать по ширине или высоте. Во время строительства космодрома Восточный перевозчики были вынуждены обращаться к ГИБДД за согласованием маршрута и спецсопровождением − на маленьких мостах и узких участках трассы приходилось даже временно перекрывать проезд, иначе бы машины просто не разъехались.
«Вообще все упирается в то, что нужно следить за состоянием трасс, реконструировать и строить новые дороги, − резюмирует Дмитрий Анатольевич. − Мосты − точно такое же дорожное полотно, у них есть предел износа и эксплуатации. Если рухнул − значит уже окончательно запас прочности исчерпал. И это мы еще о трассе говорим. За мостами в селах вообще никто не следит».
Напомним, 26 октября в районе села Осиновка рухнул мост вместе с ехавшим по нему большегрузом Volvo. Тяжелая фура, падая, раздавила Mazda Demio – погибли девушка и трехлетний ребенок. В отношении 49-летнего водителя грузовика завели уголовное дело, мужчину взяли под стражу на два месяца. В интернете развернулась кампания в защиту водителя – петицию с требованием открытого расследования за четыре дня подписали более 90 тысяч человек. Создатели обращения подчеркивают, что до обрушения моста знака о разрешенной допустимой массе рядом не было, а установили его уже после происшествия. Также высказывались предположения, что за день до трагедии по мосту проходила тяжелая военная техника.