← Автомобильные грузоперевозки

Весовой контроль приходит на Урал. К чему готовиться перевозчикам?

https://www.oblgazeta.ru

В 2019 году на Урале начнут работу 15 новых АПВГК. Пилотный проект в виде трёх тестовых пунктов вызвал множество нареканий: весы работали неточно, а перевозчики получали несправедливые миллионные штрафы. Тем не менее, региональные ведомства настроены решительно.

Тандем

В ноябре 2018 года будет объявлен конкурс на строительство 15 новых автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). По словам заместителя начальника Управления автомобильных дорог Олега Мелехова, они начнут работу на региональных трассах до конца 2019 года.

В региональном минтрансе РБК Екатеринбург сообщили, что деньги на сеть точек весового контроля предусмотрены госпрограммой «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года». Озвучить стоимость ноябрьского контракта в минтрансе отказались.

Две компании — ПАО «Ростелеком» и «УГМК-Телеком» — уже сообщили РБК Екатеринбург о планах участвовать в конкурсе. Эти же структуры заявлялись на первый отбор по строительству трех первых пунктов весового контроля.

Они установлены на 22-м км автодороги Екатеринбург — Реж — Алапаевск, а также на 155-м и 346-м км автодороги Екатеринбург — Н.Тагил — Серов. Эта стройка обошлась областному бюджету в 58 млн руб. Заказчиком выступило Управление автомобильных дорог (подведомственное Министерству транспорта и связи Свердловской области), а выполнило работы ПАО «Ростелеком».

Пункты находятся в эксплуатации Управления автодорог, но при этом их технологическое обслуживание было передано «УГМК-Телеком». В компании отказались раскрывать данные о стоимости этой услуги и подробности финансовых отношений с заказчиком. Не исключено, что ноябрьский отбор будет проведен минтрансом по аналогичной схеме.

Неконтролируемый контроль

Система весогабаритного контроля в пилотном режиме была запущена в 2016 году, а с ноября 2017 года за перевес при проезде по региональным трассам пользователей начали штрафовать. По данным свердловского Управления ГИБДД, с ноября 2017 года по май 2018 года на основе данных трех АПВГК на Среднем Урале выписано 1,9 тыс. постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму 496 млн руб. Из них взыскано 122,1 млн руб. по 899 постановлениям (790 постановлений оплачены со скидкой 50%). Размер штрафов варьируется для владельцев транспортного средства — от 150 до 500 тыс. руб., для грузоотправителей — от 200 до 400 тыс. руб. В областном минтрансе посчитали, что за время работы АПВГК предотвращенный ущерб региональным автомобильным дорогам составил 1,4 млрд руб.

Но к работе системы было много нареканий со стороны предпринимателей. Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) и филиал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП) в УрФО заявили, что все три АПВГК действуют с нарушением федеральной нормативной базы и дают некорректные результаты. В мае 2018 года работу пунктов приостановили. Суды отменили более 500 выданных постановлений на сумму 128,45 млн руб. Еще 234 материала сейчас находятся на рассмотрении.

С мая 2018 года на всех АПВГК проводились профилактические работы: специалисты заменили асфальтобетонное покрытие и весоизмерительные датчики, а также провели поверку измерительного оборудования.

«Профилактические работы на всех АПВГК завершены. Весоизмерительное оборудование соответствует всем существующим нормативным требованиям и готово к эксплуатации его по назначению, после проведения контрольных взвешиваний. Работа по выносу материалов об административных правонарушениях сотрудниками полиции будет возобновлена», — рассказали РБК Екатеринбург в департаменте информполитики области.

Чтобы вновь запустить процесс взыскания штрафов с нарушителей, в конце октября 2018 года прошла проверка корректности работы пунктов. Она показала, что АПВГК снимают показания корректно, а их данные соответствуют допускаемой относительной погрешности при измерении полной массы транспортного средства (до 5%) и осевой нагрузке транспортных средств (до 10%).

Не решается

Однако ключевые вопросы, на которые делали упор представители СОСПП, а также региональный бизнес-омбудсмен, так и не были прояснены. 

«В частности, информирование водителя о нарушении осуществляется пока крайне плохо. Один из последних примеров — водитель проехал через автоматический пункт в 8:45, было зафиксировано нарушение, но сообщение об этом он получил только четыре часа спустя, когда уже уехал очень далеко. Если предположить, что на его пути встретились еще несколько АПВГК, то сумма штрафа, которую он в итоге получит, вырастет в разы, а дороги так и останутся разбитыми», — отметила бизнес-омбудсмен Свердловской области Елена Артюх.

Она предложила установить возле АПВГК информационные табло, на которые сразу же выходила бы информация для нарушителей, а также оборудовать площадки вблизи пунктов, где водители могли бы разгрузить машины, вызвать помощь или просто связаться с отправителем груза и решить вопрос.

Зампредседателя комитета по транспорту и логистике СОСПП Александр Салаутин также отметил, что комиссия так и не увидела, как работает механизм привлечения к ответственности.

Представители бизнес-объединений говорят, что проверка оборудования проводилась на машинах, загруженных только на 70%, а это снижает эффективность замеров, так как перевозчики используют технику на 100%.

47 это всего лишь 42

По мнению Елены Артюх, это фиксирует еще одну важную проблему — соответствия производимых в России, и в частности в Свердловской области, грузовиков действующим нормативам. «Наши производители выпускают машины большей грузоподъемностью, чем могут выдержать дороги. Если допустимая норма 44 тонны, то загрузить машину можно максимум на 42 тонны, потому что в процессе перевозки груз смещается и нагрузка на одну ось увеличивается. При этом вместимость транспортных средств, произведенных даже в нашей области, составляет 45–47 тонн. Ни один предприниматель не захочет перевозить воздух, поэтому вопрос нужно решать на уровне машиностроителей», –– считает бизнес-омбудсмен.

Все замечания комиссии зафиксированы протоколом, предложения предпринимателей по решению проблем будут направлены губернатору и правительству Свердловской области.

Фото: Ирина Якино

Ирина Якино