Мониторинговая группа, прибывшая в казахстанский Актобе, решила посетить пограничный пункт «Жайсан». Несмотря на жалобы горожан и постоянные сообщения об очередях, никаких проблем на границе высокие гости не обнаружили.
В день проверки по невероятному стечению обстоятельств очереди на пропускном пункте не было. Только накануне визита актюбинцы выкладывали фото километровых пробок, но тут легковушки проходили пункт пропуска за пять минут, а у ворот стояло всего несколько фур.
Судя по отчетам руководства погранслужбы, дальнобойщикам даже нравится стоять в очередях. Дескать, маршрут они просчитывают заранее и относятся к очередям как к возможности выспаться и передохнуть.
Тот факт, что на выходных и в летний период в пробках приходится торчать и водителям легковушек, руководство не отрицало. Но проблема тут, дескать, кроется не в нерасторопности пограничников, а в технической пропускной способности пункта. А она составляет около 1 500 автомобилей в сутки. В летний период – около трех тысяч авто. Дорога состоит из восьми полос – четыре на выезде и четыре на въезде, функционирует шесть кабин паспортного контроля. Из-за капитального ремонта дороги желающих пересечь границу стало больше, и хотя сотрудники укладываются в отведенное для осмотра машины время, очередь все равно движется медленно. Особенно остро эта проблема ощущается в курортный сезон, когда актюбинцы едут отдыхать в российский город Соль-Илецк.
Более того, «Жайсан» неудобен… для коррупции. И дело даже не в честности пограничников, а в архитектуре пропускного пункта. На «Жайсане» предприниматель проходит по общему коридору, а в Уральске для оформления документов он должен зайти в отдельный кабинет. Другими словами, вручить взятку на «Жайсане» намного сложнее, чем в соседнем регионе.
– У меня есть сведения о факте контрабанды сигарет в Россию, – рассказал член республиканской мониторинговой группы Алдан Менкеев. – Фура пыталась вывезти подакцизный товар на несколько миллионов тенге. Сигареты закупили в Актобе, но провезти их пытались через таможню в Уральске. Тем не менее, я считаю, что факт попытки вывоза подакцизного товара таможенный контроль должен был выявить в этом регионе и пресечь этот канал.
На данный момент виновным в попытке контрабанды считают водителя фуры. Дескать, он должен был понимать, какой товар везет. Обычно нарушения такого рода обнаруживает российская сторона. Происходит это благодаря мобильным постам на трассах. Долгое время россияне высказывали претензии нашим таможенникам, что те пропускали машины с незаконным грузом. Сейчас ситуация несколько изменилась.
– Недавно к нам приезжали российские коллеги. Они были удивлены, что нам удалось так четко все наладить, – говорит руководитель департамента госдоходов по Актюбинской области Айбек Паяев. – Россияне даже поставили вопрос о том, чтобы перенять наш опыт. Мобильные посты неплохо работают, но и они не исключают возможности коррупции.
Тем не менее с российскими таможенниками у нас не все так гладко, как хотелось бы. Очень щекотливой темой для обсуждения стали факты, когда россияне не пропускали через границу казахстанские овощи и молочную продукцию. Прежде подобным случаям не придавалось особого внимания, но после того, как их количество увеличилось, Казахстан заговорил об ответных мерах. Но о том, чтобы давить сыры бульдозером, как это делают в России, речь пока не идет.
Разный порядок проверки груза на российской и на казахстанской границе тоже представляет дальнобойщикам немало неудобств. Процедура настолько запутана, что даже опытный предприниматель не знает, нарушают его права или нет. С этой проблемой члены комиссии предложили бороться совсем просто. По их мнению, достаточно повесить на пропускном пункте плакаты с тщательно расписанными правилами процедуры проверки. Заодно и время ожидания в очереди можно будет провести с пользой, повышая свою юридическую грамотность.
После мониторинга, который занял не больше часа, удовлетворенная комиссия покинула «Жайсан», а уже на следующий день социальные сети вновь запестрели фотографиями километровых пробок на границе. судя по снимкам, дальнобойщики уже хорошенько выспались, и очередь стала их возмущать.