В России хотят разрешить ремонтировать дороги в холодную погоду, при дожде и даже во время снегопада. По новым рекомендациям по укладке асфальта от Росавтодора дорожники получат право обновлять покрытие, когда столбик термометра показывает -10 градусов.
По их расчетам, подобные послабления позволят строителям укладывать асфальт в положенный срок и не зависеть от погодных условий. Ремонт в снег и мороз негативно повлияет на качество дорог, парируют опрошенные «360» эксперты.
Специалисты Росавтодора разработали новый пакет рекомендаций по укладке асфальта. Согласно документу, теперь дорожным рабочим разрешается ремонтировать дороги в плохую погоду, пишет газета «Известия». В частности, строители смогут обновлять дорожное покрытие при температуре до -10 градусов, а также при небольших осадках. Кроме того, проводить реновацию дорог строители смогут, когда идет снег.
При этом Росавтодор впустил ряд положений о том, как класть асфальт в плохих погодных условиях. Так, в ведомстве советуют предварительно очистить поверхность от снега, льда, пыли и грязи и просушить ее терморазогревателем. Вдобавок они рекомендуют покрывать основание дороги битумом перед укладкой асфальта, чтобы предотвратить образование снежных и ледяных корок.
В случае, когда идет снег или дождь, в правилах предписано увеличивать количество катков до двух или трех. Соблюдая подобные инструкции, рабочие смогут положить асфальт, пока не замерзло основание дороги. Но при выпадении более пяти миллиметров осадков в сутки ремонтировать дорожное покрытие сотрудники Росавтодора все же не рекомендуют.
Дорожная экономия
Как рассказали «360» дорожные эксперты, подобные правила не соответствуют техническому регламенту работ. Согласно пока еще действующим советским СНИПам, процесс укладки выглядит так: сначала ремонтники должны расчистить место под асфальтирование, затем засыпать его щебнем. Потом поверх щебня заливается специальная эмульсия, поверх которой накладывается слой битума и сухого щебня. В финале созданная поверхность выравнивается катком. При этом в снегопад и метель работы проводить нельзя.
Также температура воздуха должна быть не ниже -5 градусов для холодных и не ниже -10 для литых смесей. В идеале должна быть плюсовая температура, отметил эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов. По его словам, работы в мороз и при осадках можно проводить только в том случае, если у ремонтной бригады имеются специальное оборудование и материалы. «Если использовать обогревательные машины, которые высушивают поверхность, и добавлять специальные присадки в асфальтовую смесь, ремонт в плохую погоду проводить можно. Однако, как показывает практика, местные городские муниципалитеты не могут себе позволить дорогие материалы и аренду оборудования и кладут асфальт, нарушая нормы. В результате дороги быстро приходят в негодность», — отметил собеседник «360».
По мнению руководителя проекта по мониторингу состояния дорог России «Делайте Правильно!»,
на качество дорожного покрытия плохо влияет излишняя влага, которая может оказаться в асфальте и под его слоями из-за работ при сильных осадках. В результате могут возникнуть ямы.
Также негативно сказывается и низкая температура воздуха, так как, замерзая, вода разламывает асфальт.
«Вода пропитывает верхний слой асфальта и при многократных переходах температуры через нулевые значения лед разрушает покрытие», — объяснил собеседник «360». Кроме того, многое зависит и от материалов, которые не соответствуют погодным условиям укладки, и профессионализма рабочих.
Миллионы на дороги
В 2017 году на ремонт дорог из госбюджета было выделено 30 миллиардов рублей. На эти средства должны были реконструировать и отремонтировать порядка пяти тысяч километров дорожного покрытия. Также отдельно 24 миллиарда рублей выделили на строительство и модернизацию дорог в Крыму. Однако это лишь малая часть того, что нуждается в ремонте, поскольку в России только протяженность федеральных трасс превышает 50 тысяч километров, отмечают эксперты.
Впрочем, даже выделение достаточного количества средств не всегда является гарантией правильной и качественной укладки дорожного покрытия.
К примеру, в октябре в Норильске дорожные службы клали новый асфальт прямо на снег.
Местные жители рассказывали, что до этого на участке был удален старый слой асфальта, а новый дорожники до наступления зимы положить не успели.
Об аналогичном случае сообщали в Екатеринбурге, где строители уложили асфальт ночью при температуре ниже десяти градусов и снегопаде. Иногда методы работы дорожных служб города и вовсе вызывают сомнения. Так, в июне прошлого года в Екатеринбурге дорожники заасфальтировали участок трассы вместе со старым пнем, который находился на середине нового дорожного покрытия.
Опрошенные «360» эксперты видят причину столь некачественного ремонта дорог в ненадлежащем контроле со стороны заказчиков. По мнению Дмитрия Цопова, ямы на дорогах возникают из-за недостаточного контроля за соблюдением работ и нарушения технологий.
«Часто заказчика нет на месте — и он подписывает акт приема уже после ремонта. В итоге недобросовестные дорожники положили асфальт, например, в дождь или снег, и покрытие пришло в негодность спустя пару месяцев после укладки», — резюмировал эксперт.