Автотранспортная отрасль может стать драйвером роста российской экономики, но для этого необходимо принять меры. Какие? На этот вопрос попытались ответить участники профильного комитета на заседании в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Развитие автотранспортной отрасли способно оказать существенное влияние на экономику страны. При этом проекты по стимулированию сектора не отражены ни в одной нацпрограмме. Программным документом для отрасли должна стать дорожная карта по обеспечению устойчивого экономического роста несырьевого сектора экономики России. Такое мнение высказал первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович, открывая заседание подгруппы по кластерной политике и территориально-отраслевым проектам «Транспортное и автомобилестроение, логистические и транспортные компании».
«Нацпроекты носят ярко выраженный социальный характер. Там также есть инициативы, направленные на развитие инфраструктуры, цифровизацию, развитие экспорта и повышение производительности труда, но нет никаких промышленных проектов. В ходе заседания мы должны найти сквозные решения и закрыть лакуны, которые возникают между разными нацпроектами. Результатом этой коллективной работы станет дорожная карта, которая будет иметь ценность сама по себе и в то же время усилит нацпроекты», - добавил Покатович.
Участники заседания отметили, что в настоящее время сектору не хватает качественного регулирования и управления со стороны контролирующих органов. В ходе «мозгового штурма» игроки рынка указали основные проблемы и предложили пути их решения.
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин отметил, что в настоящее время отсутствует система контроля за исполнением законодательства и развитием внутреннего грузового транспорта.
«Нам не с кого спросить, почему внутренний транспорт в таком состоянии, почему высокая аварийность, а перевозчики нарушают законодательство. Система «Платон» сегодня работает только на 30%, а контроля за тахографами нет вообще. Это основная проблема, без решения которой мы не пойдем дальше», - уточнил Матягин.
Еще одна системная проблема, препятствующая развитию грузовых перевозок в стране, касается права региональных и муниципальных властей закрывать автомобильные дороги в связи с климатическими условиями. Эта проблема актуальна как для перевозчиков, так и для заказчиков, ведь до многих промышленных объектов можно добраться только по дорогам регионального и межмуниципального значения. Причем, порядок закрытия каждый регион устанавливает самостоятельно, из-за чего автотранспортная система в стране не едина. Корректирование данной нормы в части полномочий органов местного самоуправления может оказать положительное влияние на развитие не только автотранспортной отрасли, но и на экономику страны в целом, подчеркнули эксперты.
Участники заседания также предложили включить в дорожную карту принцип апробации новых систем и законопроектов. Эту инициативу уже поддержали в Минтрансе, Минэкономразвития и аппарате омбудсмена. Предполагается, что перед внедрением сложные инфраструктурные проекты, которые окажут влияние на широкий спектр вопросов экономической повестки, будут проходить тестирование участниками рынка. В этот период за нарушение новых правил будут устанавливаться нулевые штрафы.
Руководитель Аппарата Общественного омбудсмена по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в сфере транспорта, Юрий Свешников назвал одной из ключевых проблем общественного транспорта сильный износ автобусного парка. Ежегодно в России все виды автобусов внутри страны перевозят 17,5 млрд пассажиров. При этом 65% всех автобусов старше 10 лет. Перевозчики боятся инвестировать в обновление автопарка из-за несовершенной системы госконтрактов. В ряде регионов контракты на пассажироперевозку заключаются сроком на один год. «Естественно, ни один бизнес не захочет покупать новые автобусы, если через год он может не получить новый контракт. Если мы хотим привлечь инвестиции в эту отрасль, мы должны гарантировать их возврат», - резюмировал Свешников.
Кроме того, предприниматели испытывают финансово-организационное давление. С учетом требований всех нормативно-правовых актов, на некоторые транспортные средства предприниматели вынуждены устанавливать до 5 систем ГЛОНАСС.
Руководитель Экспертного центра Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович напомнила, что на базе Аналитического центра функционирует Проектный офис по цифровой экономике, задача которого упростить и гармонизировать переход бизнеса и государства к цифровизации.
Трудности испытывает и водный транспорт. Президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев сообщил, что главная проблема речного транспорта – плохое состояние внутренних водных путей. Речные порты находятся в федеральной собственности, но не получают полное финансирование. При этом в последние годы наметилась тенденция к улучшению ситуации – на Дону началось строительство Багаевского гидроузла, ведется проектирование Нижегородского низконапорного гидроузла.
Подводя итоги заседания, Анастасия Алехнович сообщила, что при разработке дорожной карты будут проанализированы и оценены все сдерживающие факторы. В итоговый документ попадут крупнейшие кластерные и кооперационные проекты, которые позволят сделать технологический рывок в качестве развития и управления отраслью.