← Безопасность и страхование

Парень выехал в первый рейс с отцом-дальнобойщиком, и его убили

https://mk-kz.kz

Житель Астаны Михаил Караулов много лет гонял фуры и как никто другой знал все стороны профессии дальнобойщика. Как хорошие, так и плохие. Его единственный сын Денис с детства мечтал сесть за баранку большегруза. Отец отказывал парню, как мог, но тот все же настоял на своем.


В апреле 2011-го первый рейс состоялся. Он же стал для парня последним. 

Роковой выбор

Для первого рейса Михаил специально подобрал несложный маршрут. Отец с сыном собрали в дорогу все необходимое, получили напутствие от возлюбленных, пообещали вернуться через несколько дней и отправились в путь.

— В их автомашине не было в кузове ничего. Она шла пустой. Только поехали за товаром в Алматы, — рассказывает в то время судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматинской области Еркен Сеитов.

Недоезжая до города, мужчины решили сделать остановку на одной из автостоянок, чтобы поужинать, проверить автомашину и выспаться, а уже утром отправиться в путь.

— Через некоторое время я проснулся от сильного хлопка, который был похож на звук выстрела, — вспоминал на одном из допросов Михаил Караулов. — Когда я стал проверять, все ли в порядке с сыном, кто-то открыл дверь с пассажирской стороны, схватил меня за волосы и вытащил из машины. Я упал, но, когда пытался встать, мне приставили обрез ружья и приказали не вставать с места, угрожая застрелить.

Мужчину тут же связали и бросили в стороне. Единственное, что он сумел запомнить точно, — это то, что нападавших было больше трех человек и все они были в масках. Открыть двери кузова фуры им не удалось. Тогда преступники обыскали кабину автомашины, забрали 42 тысячи тенге и сотовый телефон.

С Карауловым-старшим налетчики церемониться не стали. Они ударили его разрядом электрошокера в затылок, отчего тот на несколько секунд потерял сознание. Когда мужчина пришел в себя, то увидел отъезжавшую от него автомашину с выключенными фарами.

— Сын его прямо там, на месте погиб. Я хорошо помню, как его отец плакал, — вспоминает Еркен Сеитов. — Это был его единственный сын, и он сокрушался, что взял его с собой в рейс. Тем более что рейс был для него первым.

Приехавшие на место происшествия врачи неотложки констатировали смерть молодого человека, так как в него стреляли в упор. Всего одним выстрелом парню пробило и легкое, и сердце.

Как под копирку

Оперативникам было хорошо известно на тот момент, что это нападение уже не первое. Аналогичное было совершено за несколько дней до этого. Тогда к ним обратился водитель — дальнобойщик Николай Захарчук, на которого напали на этой же стоянке в ночь на 4 апреля. Живым мужчина остался только потому, что беспрекословновыполнял требования налетчиков. Окажи он им малейшее сопротивление, с ним бы наверняка хладнокровно расправились.

В тот рейс Захарчук загрузил автомашину спортивными товарами одного известного мирового бренда. Около семи вечера он выехал на трассу Алматы — Астана и поехал в сторону российской границы. Когда ближе к полуночи он почувствовал, что начинает засыпать за рулем, то не стал добираться до гостиницы и остановился на стоянке для дальнобойщиков, расположенной вдоль трассы, и лег спать.

— Около шести часов утра в дверь кабины постучали, — рассказывал следователям Николай Захарчук. — Как только я открыл водительскую дверь, кто-то сразу схватил меня за волосы, выдернул на улицу и уложил лицом вниз.

В это время другие участники нападения вытаскивали тюки с товаром из автомашины и грузили их в свой транспорт, припаркованный недалеко от автостоянки. После того как преступники загрузились под завязку, они затащили водителя обратно в кабину его грузовика, привязали его ноги к рулю, а руки — к верхней полке спальника, после чего уехали с места происшествия.

Методы и дерзость налетов в обоих случаях были схожи. Именно поэтому дела о нападениях объединили в одно.

След из прошлого

Криминалистам удалось установить, что в Дениса Караулова стреляли из обреза ружья 12-го калибра. Тогда оперативники вспомнили еще про одно ограбление в январе 2011 года, когда у жителя Алматы вместе с другими вещами похитили гладкоствольное охотничье ружье.

— Евгений Литвиненок проживал в поселке Жана Куат, где приобрел коттедж, предварительно продав свою квартиру в Алматы, — рассказывает Еркен Сеитов. — Преступники за ним явно долго следили и в день совершения кражи были уверены, что мужчина на работе. Только они не знали, что у него гостила дочь. Проникнув в дом и столкнувшись с девушкой, они ударили ее по голове железной арматурой, выволокли в соседнюю комнату, связали скотчем и стали обыскивать дом. В процессе этого они нашли два сейфа. Но вскрыть их не смогли. Тогда решили вывезти их на машине, а уже потом разобраться с замками. По словам потерпевшего, в одном сейфе были 10 тысяч долларов США, а в другом находилось зарегистрированное ружье.

Несмотря на шок и травмы, девушка сумела описать преступников, так как они, уверенные, что дом пуст, были без масок. Ориентировки на налетчиков уже разослали по всем подразделениям полиции города и области, когда поступило сообщение о том, что подходящие под описание люди совершили разбойное нападение на поселковый магазин.

— Зашли в магазин, ударили женщину-продавца, положили на пол, связали и похитили с полок водку, сигареты, продукты питания и другие товары, — вспоминает судья Сеитов.

Несмотря на то, что при нападении на дальнобойщиков преступники были в масках и их лиц никто не разглядел, сопоставив факты и отметив особую дерзость бандитов, полицейские почти не сомневались, что во всех четырех случаях действовали одни и те же люди. По крупицам добывали и анализировали агентурную информацию. И однажды она вывела на верный след.

Все в сборе

Первым задержали 21-летнего Нурлана Кудайбергенова — самого молодого члена группы.

— Артем сказал, что на этот раз поедем на шоссе Алматы — Астана, где часто вдоль трассы спят дальнобойщики. Говорил, что у них всегда деньги есть, — вспоминал на допросе молодой человек. — Я сначала отказался. Но он мне предложил при нападениях вообще не выходить из машины и быть просто водителем. Я согласился.

После Кудайбергенова одного за другим полицейские задержали Артема Щербакова, Ивана Панасенко, Александра Невского и Виталия Гаранина.

— Мы ни о чем конкретно не договаривались, — уже на первом допросе рассказывал Артем Щербаков. — Просто выехали на трассу и собирались грабить грузовые машины. Действовали каждый раз по ситуации. Заранее ничего не планировали.

Дорогостоящий груз, безоружные водители, ночная, почти пустая дорога. Это вызывало у преступников повышенный интерес и давало уверенность в том, что их никогда не найдут. 

Таким образом, в поле зрения банды и попал Николай Захарчук, ночевавший в машине на территории пустого придорожного кемпинга.

— Поставили машину перед фурой, убедились, что водитель спит, — вспоминал на допросе Артем Щербаков. — Я взял у Панасенко обрез и постучал в кабину. Водитель зажег свет, открыл, и мы вытащили его из машины.

Тем временем, пока двое преступников держали мужчину на прицеле, их подельники уже вовсю «разбирались» с грузом. Позже налетчики выяснят, что в больших тюках были одежда и обувь.

Основную часть похищенного забрал себе Панасенко. Другим участникам группировки досталось по спортивному костюму и паре кроссовок. Остальное решили продать, а выручку поделить позже. Только потом выясниться, что реализовать товар Панасенко так и не успел, а сжег его, узнав о задержании Кудайбергенова.

Последний «аккорд»

Первое удачное нападение на большегруз окончательно укрепило участников банды в том, что нападать на дальнобойщиков — дело выгодное. Потому и решили в дальнейшем действовать в том же ключе. Потому на второе нападение решились уже через десять дней. Именно тогда они наткнулись на припаркованную на стоянке фуру отца и сына Карауловых.

— На том же месте, что и в первый раз, мы увидели стоявший фургон — Mercedes, — рассказывал Артем Щербаков полицейским. — Панасенко взял обрез и вышел из машины. Постучал в кабину и потребовал, чтобы водитель вышел. Но тот завелся и попытался уехать. Тогда он и выстрелил в боковое стекло. Потом вытащили второго с пассажирской стороны. А когда не смогли вскрыть фуру, обшарили кабину, забрали деньги и сотовый телефон, вырубили шокером второго водителя и уехали.

А вот Иван Панасенко уверял на допросах, что в Дениса Караулова стрелял не он, а сам Щербаков.

— Когда я подходил, то услышал, как Артем что-то сказал водителю, — рассказывал Панасенко при проверке показаний на месте преступления. — После того, как зажглись фары и машина завелась, я услышал выстрел.

Но, как бы ни пытались молодые люди переложить вину друг на друга, по версии следствия, и это подтвердили их подельники, лидерами в группе были Щербаков и Панасенко. Первый раньше уже имел несколько судимостей, а последний отбывал за убийство10-летний срок. У Панасенко на момент задержания тоже уже был условный срок. Соответственно этому предъявили и обвинения.

Кстати, суд мнение следствия поддержал полностью. Щербакова приговорили к 23, а Панасенко — к 20 годам лишения свободы. Нурлан Кудайбергенов получил шесть лет тюрьмы, а Невского и Гаранина осудили к пяти годам заключения.

(Имена и фамилии потерпевших по всем эпизодам изменены).

Анатолий Матросов