Иногда поломка несложной с виду детали – например, оси полуприцепа – может доставить огромное количество хлопот. В нашу редакцию поступило необычное письмо, автор которого затейливо и доходчиво объясняет, чем чреват кустарный ремонт осей и какими проблемами он может обернуться.
Денис Сергеевич Топорищев был парнем добродушным, веселым и простым. Впрочем, почему был? Он и сегодня есть, наверно где-то колесит со своим полуприцепом-«динозавром», годом выпуска соответствующим началу третьего тысячелетия, по разбитым дорогам Подмосковья, доставляя цемент на быстрорастущие новостройки страны. Как и всякий русский человек, он ни на грамм не верил правительству и на все сто верил в интернет.
Случай, который с ним произошел, довольно распространен и свойственен любому перевозчику или владельцу грузовой техники, который «чрезмерно» экономит на всем. Такие люди тратят уйму времени на ловлю в мутной интернет-реке чего-то дешевого и качественного, сами определяя уровень качества по только им известным критериям. Случилось так, что его «динозавр» поймал хорошую яму по весне где-то в районе третьей бетонки. Ось была сломана напополам. Благодаря этой трагической случайности и состоялась наша бурная встреча, основанная, как заложено философией, на антагонизме ремонтеров и перевозчиков.
Почему бурная? Потому что после ответов на вопрос: «Можете ли? И как быстро?», которые его вполне его устроили, был задан решающий: «А сколько?»
Реакция на последовавший ответ была молниеносна:
- Никогда!
Никакие доводы его не брали, он махал руками, показывая высшую степень возмущения. В общем, мы не сговорились и его «динозавр», ковыляя на двух оставшихся лапах, скрылся за поворотом. Снова мы встретились примерно через два месяца. Его верный друг все так же ковылял на своих двоих, таща третью в кузове. Резина на раздробленных огрызках балки была съедена, это было видно невооруженным глазом. В теле оси торчала болванка, выпирающая, как указующий перст всевышнего. Торговаться он не стал.
А теперь более серьезно о вышеописанном.
Кто сегодня из грузовых автосервисов и СТО в Москве, да и «по всей Великой Рассее» не занимается ремонтом осей прицепов и грузовиков? Наверное, только ленивый. Как только не называют этот процесс, чтобы пробиться наверх в интернет-поисковиках. Это и реставрация, и реанимация, и восстановление, и…. В общем, русский язык богат, а «голь на выдумки хитра». Смысл всех вышеуказанных глаголов сводится к одному - вставить внутрь сечения балки оси какое-нибудь инородное тело типа «шпули», прутка, трубы, вставки и еще бог знает чего, чтобы продлить ее жизнь хоть на мгновение. Именно на мгновение, но не больше. «YouTube» пестрит от авторских фильмов «Кулибиных», снятых в гаражных павильонах, про волшебное превращение разбитой и переломанной оси в новый красивый элемент прицепа, который, после такого конструктивного изменения, стал «гораздо крепче и прочнее». Так, по крайней мере, говорит бодрый голос ведущего за кадром. Стоит это, «крепче и прочнее», которое «вставляется, заваривается, запрессовывается, распирается», недорого. Порядка десяти тысяч рублей.
В механике, сопромате и экономике, к сожалению, все не так просто, как в этом «художественном» кино. Хорошо - дешево не бывает, а вставляя что-то туда, где оного не было, возникают побочные силы, создающие закономерные концентрации напряжений. После «именно такой» реанимации, при которой несущая способность балки уменьшается в разы, балка все равно не жилец - три месяца это предел. И то при условии, что водитель очень аккуратный и активно оберегает этот слесарный шедевр от выбоин и ям, свойственных русской дороге, виляя на трассе как «маркитанская лодка», пренебрегая другими опасностями для себя. Согласитесь, довольно слабое соотношение цены и времени: три месяца - десять тысяч.
Конечно, балки осей можно ремонтировать, но это стоит дороже десяти тысяч. Для того, чтобы восстановить ось, надо понимать, что в ней происходит, какие нагрузки она воспринимает и на что она работает. Схема нагрузки плюс три эпюры - и человек разумный поймет, в чем дело. И сделать в гаражных условиях такой ремонт не просто. Недостаточно иметь только сварочное оборудование и руки, потому что после сварки, как, впрочем, и до нее, необходимо провести несколько дополнительных операций. Иначе «восстановленная» ось начнет быстро пожирать Ваши дорогущие автошины или снова сломается, но уже в другом месте, от перераспределения новоприобретенных внутренних напряжений. И так балка оси будет ломаться постоянно, в разных непредсказуемых местах, пока технологический процесс не будет выполнен правильно от начала до конца.
Ремонт оси в кризисные времена действительно спасает перевозчика, потому что восстановленная ось стоит на порядок дешевле и ее поставку из-за рубежа не надо ждать под заказ два месяца.
И, конечно, после ремонта или восстановления ось не становится «крепче и прочнее», это понятно даже младенцу. Просто при проектировании оси в расчет был заложен коэффициент запаса прочности, порядка десяти процентов. После правильного ремонта он уменьшается – приблизительно до пяти процентов. Но жить «пациент» будет, и будет достаточно долго - при отсутствии перегруза, так как запас прочности все-таки уменьшился. Ну и конечно, если ремонт был осуществлен со знанием дела.
ООО «МС- Инженер» (МСИ)
Брянцевский Андрей
ingenerms@yandex.ru