Большегрузам ограничивают движение по Новосибирску утром и вечером до 1 апреля. Зимой фуры значительно повышают нагрузку на дороги. Как проводится весогабаритный контроль в Новосибирске? Есть ли предпосылки к обрушению мостов в регионе?
Сразу несколько несчастных случаев с обрушением мостов и переездов под большегрузами произошли в регионах страны этой осенью. В начале октября в Свободном Амурской области под грузовиком обрушился переезд через железную дорогу. Мост вместе с большегрузом рухнул прямо на пути, пострадал водитель большегруза – он получил различные травмы.
Еще тогда общественники начали бить тревогу, высказав опасения, что подобных случаев будет больше: из-за отсутствия необходимого ремонта, нарушений в содержании переправ и соблюдении допустимой весовой нагрузки, а также в качестве работы современных подрядчиков.
В конце октября трагический случай произошел в Приморье: обрушился мост через реку Осиновка. В этот момент по переправе двигались два автомобиля – легковая Mazda и большегруз Volvo. В результате погибли два человека – женщина и ребенок, находившиеся в легковом автомобиле. Большегруз, между тем, по предварительной оценке следователей, превысил ограничение по весу. Уже в ноябре в Воронежской области под двумя забитыми зерном грузовиками обрушился мост через реку Савала.
«Уже сейчас правая полоса одного из мостов Новосибирска имеет следы явного разрушения покрытия, а ведь прошло всего два месяца после укладки нового асфальта, и потрачено более 100 миллионов рублей, – отмечает активист «Общероссийского народного фронта» Александр Стефанов. – Что, будем ждать рухнувшего моста, не дай бог, с человеческими жертвами?»
В Новосибирске весогабаритным контролем грузовых машин занимается региональная Госавтоинспекция. По графику сотрудники ГИБДД совместно с Территориальным управлением автомобильных дорог проводят постоянные выезды по осуществлению весового контроля. Инспектор отделения пропаганды управления ГИБДД по Новосибирской области Константин Шкабарня рассказал, что за октябрь инспекторами было проведено 1107 взвешиваний. По их результатам составлено 75 материалов по превышению допустимого веса, по 27 материалам вынесены постановления и выписаны штрафы. Почему грузоотправители и перевозчики отправляют машины с перегрузом?
Во-первых, как считают общественники, в Новосибирске недостаточно строго и ответственно производится контроль и взвешивание грузовых машин. Проблема в том, что
от передвижных пунктов весогабаритного контроля можно уклоняться, объезжать их, а на дорогах со специальными контрольными рамками – просто не появляться.
Кроме того, в «дальнобойной» сфере активно развито сарафанное радио, большегрузы могут приостановить движение, пока с определенного места не уедет передвижная контрольная система. Общественники, активисты новосибирского отделения «Общероссийского народного фронта», поучаствовали в одном таком контрольном мероприятии с сотрудниками Ространснадзора.
Рейд проводили на примыкании улицы Дукача к Станционной. По словам активиста «ОНФ» Александра Стефанова, почти сразу же были остановлены три машины с явными признаками перегруза. А после их задержания движение большегрузов на этом участке прекратилось. «То есть не нашлось ни одной машины, двигающейся с карьера, готовой пройти процедуру контрольного взвешивания, – сделал вывод Александр Стефанов. – После того, как сотрудники Ространснадзора начали сопровождение одной из машин к месту взвешивания, находящемуся в 100 метрах от места остановки, два большегруза выгрузили песок прямо на обочине дороги. Меня поразил запредельный уровень уверенности в своей безнаказанности со стороны грузоотправителя и перевозчика. Их не останавливают трагические примеры регулярно разрушающихся под большегрузами мостов и ущерб для наших дорог». Стефанов считает, что водителями на этот счет были получены четкие инструкции.
Между тем, по предварительной оценке, полученной путем измерений по объему перевозимого песка, перегруз у разгрузившихся машин был более чем двукратный. Подобная «экстренная разгрузка» – еще один способ уклониться от весового контроля.
«Инспекторы рассказывали, что по двое суток дежурили рядом с машиной, потому что водитель отказывался ехать на взвешивание, заявлял, что сломался и прочее, – рассказал корреспонденту Сикбрай.ru Александр Стефанов. –
То, что произошло в Приморье, может спокойно произойти и у нас – контроля по факту нет. А техническое состояние мостов оставляет желать лучшего.
Минтранс даже ссылается, что у нас на дорогах встречается недоремонт, а количество выделяемых и требуемых средств сильно разнится».
Еще одна проблема, нерешение которой может привести к трагедии, заключается в том, что в Новосибирске не осуществляется должным образом контроль за дорогами, мостами и несущими конструкциями, считают общественники. Представитель Федерации автовладельцев России, член «ОНФ» Михаил Мезенцев уверен, что за обрушения мостов и разрушение дорог должны отвечать дорожные службы.
По всем правилам и нормам каждый участок улично-дорожной сети закреплен за одним ответственным лицом. Это может быть мастер управления дорожного хозяйства или сотрудник районной администрации отдела благоустройства. Такой ответственный человек следит за качеством и состоянием дорожного покрытия. «Это должно происходить в ежедневном режиме, все отклонения в части состояния и содержания должны фиксироваться, передаваться в службы для того чтобы дефекты были устранены, – пояснил Михаил Мезенцев. – А отдел департамента транспорта муниципалитета должен контролировать не только состояние дороги, но и смотреть ее условия эксплуатации. Если по дорогам спокойно передвигается большегруз, который вдвое больше превышает предельно допустимый максимум, то это причинит в дальнейшем больший ущерб, чем затраты на контроль.
К сожалению, в Новосибирске система отслеживания и наблюдения пока не работает». Возможность обрушения мостов и переездов в Новосибирске и области Мезенцев также допускает. По его мнению, в регионе есть несколько необследованных на безопасность мостов, состояние и несущие способности которых на сегодняшний день неизвестны.
«Руководство города должно принимать решение по устранению недостатков незамедлительно, – дополнил Мезенцев. – Нужно наказывать ответственных лиц, которые отвечают за участок дороги или искусственное сооружение. Когда ответственные будут понимать, что за невыявленные нарушения и несовершенный обход им грозит штраф, то будут относиться к своим обязанностям лучше».
Третья проблема – это действующее законодательство, уверены активисты. Владельцы передвижных контрольных пунктов ограничены 119 приказом Министерства транспорта, по которому они не могут выписывать протоколы без присутствия сотрудников ГИБДД. Такого права лишены даже представители Ространснадзора. Эти две структуры, по закону, друг с другом не взаимодействуют. Также законодательно не решены вопросы об иногородних автомобилях. Возможности выписывать им протоколы по административным правонарушениям сразу на месте у Госавтоинспекции нет.
«Вопросы, на которые у нас нет ответа: почему при отказе от освидетельствования нетрезвого водителя фиксируется факт нарушения, а при отказе или уклонении от взвешивания – нет? – недоумевает Александр Стефанов.
– Почему техническая возможность проверять и взвешивать большегрузный транспорт есть у одного ведомства, а реальное право их останавливать у другого, более того, координации и взаимодействия между ними практически нет.
И таких системных вопросов, заложенных на уровне законодательства довольно много. По словам самих сотрудников, они регулярно докладывают об этих проблемах «наверх», но их не слышат».
Четвертая проблема – личный, коммерческий интерес грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Незаконные грузоперевозки оказываются более прибыльными и менее затратными, чем законные. Вместо 20 разрешенных тонн перевозчик может загрузить 40, что снизит затраты на доставку вдвое. Общественники уверены, что нарушители таким образом находятся в привилегированном положении и монополизируют рынок, лишая добросовестные компании возможности конкурировать.
«Раньше мы часто брали существенный перегруз, – рассказал порталу Сибкрай.ru водитель грузового автомобиля В., пожелавший остаться анонимным. – Убегали от Госавтоинспекции, на каждом перекрестке платили определенную сумму. Платили гаишникам, таможенникам, часто просто объезжали контроль.
Мы брали перегруз, чтобы заработать больше денег.
Да и решалось это просто – попадешь на весы и договариваешься. Сейчас, конечно, сложнее. Если попадешь с перегрузом, то денег уже не берут, а оформляют сразу на месте. В городе-то уже знаешь, где проверка стоит, и пытаешься ее объезжать. Но как только пишут новые указы, законы, связанные с клиентами – мы сразу начинаем нормально работать».
Общественники полагают, что исправить ситуацию могут только политическая воля и серьезный настрой. Представители «Общероссийского народного фронта» уже направили предложения по улучшению системы контроля губернатору Новосибирской области Андрею Травникову. Они уверены, что ответ и меры губернатора могут навести порядок. Ответа активисты пока не получили.
Сотрудники Госавтоинспекции уверены, что выход из ситуации – это техническое улучшение системы контроля. «Один из аспектов – это система динамического взвешивания грузового транспорта, – рассказал Константин Шкабарня. – Это взвешивание грузового транспорта в потоке с помощью прохождения через специальные рамки. Машина при проезде через рамку автоматически взвешивается без остановки транспортного средства. Сейчас система только развивается в области. Рамки установлены на дороге в сторону Томска, например. Также необходимо проводить проверки непосредственно при отгрузке, а ответственность возложить на грузоотправителей».
В бюджет 2019 года уже заложены средства на развитие системы динамического взвешивания грузового транспорта. Установка одного автоматического пункта весового контроля стоит порядка 25-30 миллионов рублей.