← Логистика, грузы

«Инструмент уничтожения бизнеса»: штраф за задержку бухгалтерской отчетности хотят увеличить в 140 раз

https://www.rbc.ru/

Министерство финансов РФ подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафов для бизнеса за задержку и непредставление бухгалтерской отчетности в 140 раз.

За первое правонарушение штрафы будут увеличены до 300-500 тыс. руб., за второе — до 500-700 тыс. руб. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, ужесточение обусловлено неэффективностью действующих норм.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов поделился с читателями РБК Петербург своим мнением об этой и других фискальных инициативах властей:

Неадекватная инициатива

«Я считаю нынешнюю инициативу Минфина совершенно неадекватной, создающей серьезную угрозу самому существования малых и средних предприятий. Размер штрафа за задержку представления бухгалтерской отчетности в 300-500 тыс. руб., не говоря уже о 500-700 тыс. руб. за несдачу отчета до обусловленного срока, совершенно не соответствует тяжести правонарушения. Можно было бы понять, если бы еще при этом возникала угроза жизни или здоровью людей, или наносился серьезный ущерб окружающей среде, или хотя бы даже тому же бюджету. Но ведь штраф предусмотрен не за это и даже не за укрывание доходов, не за отказ заплатить налоги, а просто за несвоевременное предоставление процедурных документов, причем, не только в налоговую службу, перед которой предприниматели как раз отчитываются обычно вовремя, а в другие госорганы.

Тем более что в такой задержке нередко, как показывает практика, виноват не бизнес, а сами госорганы, не умеющие оперативно обрабатывать поступающие к ним документы 

и обеспечивать эффективное взаимодействие друг с другом. К нам обращаются предприниматели с жалобами на госорганы, которые не принимают у них документы из-за тех или иных технических ошибок. Документы предпринимателям возвращают на переделку — но не сразу, а в последний момент, когда времени на исправление и на повторную пересылку уже не остается. Таким образом, зачастую и возникает пресловутая «задержка представления отчетности». А ведь иногда происходят просто проблемы технического характера: компьютерные сбои, проблемы с программным обеспечением и т.д.

Виноваты сами госорганы

Бывают и вовсе недопустимые случаи — когда такая задержка происходит из-за плохой координации разных госорганов. Например, Налоговая служба не приняла информацию от Пенсионного фонда об уплате компаниями пенсионных взносов — потому что электронный формат документов у этих органов не совмещался. Пока велась официальная переписка, прошел срок уплаты налогов — и большому количеству предпринимателей были доначислены выплаты в Пенсионный фонд, которые Налоговая служба стала в безакцептном порядке списывать со счетов предпринимателей, хотя положенные суммы они уже заплатили, причем, вовремя. Эта история продолжалась почти восемь месяцев, пока электронные форматы наконец не согласовали.

Можно привести другие подобные случаи, когда бизнес страдал из-за нерасторопности госорганов. Например, нам пожаловалась компания, которой власти отказались продлить инвестиционный договор, на исполнение которого компания потратила серьезные деньги. Отказ продлить договор был мотивирован срывом срока исполнения очередного этапа инвестиционного проекта, но это произошло из-за того, что Росреестр существенно и необоснованно задержал регистрацию договора. В результате компания незаслуженно пострадала. Только после серии скандалов с участием других инвесторов эта проблема была, наконец, урегулирована, правда, Росреестр, еще долго потом налаживал свои процедуры.

Уничтожение вместо предупреждения

До сих пор штрафы играли роль воспитательной меры — чувствительное, но не слишком обременительное наказание в 5-15 тыс. руб., предупреждение бизнесу, чтобы он не забывал исполнять предписанные законом процедуры. Нынешнее предложение увеличить штраф в 140 раз больше похоже не на инструмент воспитания, а на попытку Минфина ввести новый «источник» пополнения бюджета. Но если это так, то цель не будет достигнута, потому что получившие такой штраф предприятия в большинстве случаев просто не смогут его заплатить — и им придется закрыться. Штраф в 500-700 тыс. — это инструмент уничтожение бизнеса. Так что в итоге вместо пополнения бюджета произойдет обратное — поступления в бюджет сократятся.

В последние годы, на фоне призывов руководства страны к развитию предпринимательства, 

принят ряд фискальных мер, заметно ухудшающих положение бизнеса. Это и система «Платон», и штрафы на грузоперевозчиков за превышение весогабаритных параметров, и утилизационные сборы. Хотя сами по себе они вполне разумны, но их тарифы зачастую неадекватно завышены. 

Например, первоначальные ставки утилизационного сбора на автоприцепы в ряде случаев были настолько велики, что в два-три раза увеличивали стоимость продукции. Пока эта информация не дошла до президента, решить проблему не получалось. В результате сбор для производителей автоприцепов до 10 тонн был полностью отменен.

Для бизнеса крайне чувствителен постоянный рост энерготарифов. Например, «Водоканал» в этом году увеличил свой тариф на 12%, а с 1 января 2019 года планирует увеличить еще. Для населения тарифы не могут расти быстрее инфляции, а для бизнеса такого ограничения нет. В результате продолжается одиозное перекрестное субсидирование, которое обещали отменить еще 10 лет назад.

Мною было направлено обращение к уполномоченному при президенте РФ Борису Титову с инициативой законодательно закрепить обязанности монополистов не повышать цены на свои услуги для предприятий выше индекса-дефлятора и показателей, установленных федеральными органами исполнительной власти. А буквально на днях премьер-министр поддержал законопроекты, разработанные ФАС, устанавливающие предельные тарифы в электроэнергетике и ЖКХ. Разработанные законопроекты призваны лишить местные тарифные органы полномочий превышать предельный уровень тарифов, установленный федеральным центром.

Штрафы несоразмерны

Мы уже лет десять бьемся за соразмерность штрафов. Они должны быть привязаны к уровню доходов компаний, как это имеет место, например, в Финляндии. У нас такая практика тоже существует, но развита очень слабо. Например, ФАС с 2007 года может наложить штраф в размере от 1 до 15% от суммы выручки организации на рынке, где было нарушение. Но это редкий случай. Обычно размер штрафа не зависит от объема выручки. Это несправедливо и неразумно. Потому что 

для крупной компании с миллиардными оборотами штраф за задержку предоставления отчетности в 500 тыс. руб., возможно, и не слишком обременителен, но малую компанию он просто уничтожит.

Также неразумными мы считаем большие вилки в размерах штрафов. Например, кто и по каким критериям будет определять, брать ли с компании 300 тыс. за задержку предоставления отчетности или 500 тыс.? Разница настолько большая, что создает благоприятные условия для коррупции.

Поручения не исполнены

В марте нынешнего года в правительстве России прошло специальное совещание по всем этим вопросам, были созданы рабочие группы по секторам экономики, которым поставили задачу проанализировать ситуацию с околоналоговыми сборами с бизнеса и как-то их оптимизировать. Работа должна была завершится к 1 сентября, но сейчас уже декабрь, а никаких решений так до сих пор и не принято.

Две недели назад президент поручил правительству проделать такую же работу и со сборами для населения, потому что и тут наблюдается хаотический рост тарифов — ставок госпошлин на разного рода государственные услуги, вроде замены и выдачи паспортов, водительских удостоверений, технических паспортов, платы за услуги Росреестра и т.д.

Результатов пока не видно, а вместо этого Минфин продолжает в своем фискальном духе инициировать все новые обременительные меры со всеми их традиционными дефектами. Зачем-то увеличили НДС, что повлечет за собой подорожание товаров и услуг, за что в конечном итоге придется расплачиваться гражданам. Хотя никаких проблем с бюджетом не видно — профицит превышает 3 трлн руб.».

Александр Абросимов