Скорость доставки – один из факторов, определяющих эффективность логистической компании. Удивительно, но крупнейшие перевозчики России возят грузы очень по-разному. Там, где одна компания управится за пару дней, другая может везти неделю. Почему?
Рынок автомобильных грузоперевозок стремительно развивается. Его стоимостный объём в прошлом году вырос на 14,6% и превысил 733 миллиарда рублей. Согласно прогнозам аналитического агентства BusinessStat, по итогам текущего года объем рынка покажет сопоставимый рост (10-15%) и превысит 800 миллиардов.
Несмотря на непростую экономическую обстановку и серьезные риски, связанные с возможным ужесточением санкций, эксперты прогнозируют стабильный рост отрасли в ближайшие годы. Позитивные прогнозы связаны с несколькими факторами, среди которых:
- Развитие электронной коммерции и интернет-торговли;
- Экспансия крупных торговых сетей в регионы;
- Развитие сельского хозяйства;
- Формирование новых грузопотоков, в том числе международных.
Рост рынка играет на руку крупным игрокам. Транспортные компании расширяют географию доставок, обновляют автопарки, активно внедряют современные технологии. В то же время борьба с «серыми схемами», ужесточение законодательства, увеличение налогов и сборов вставляют палки в колёса малому бизнесу и «частникам». Доля последних постепенно сокращается, хоть и остаётся весьма существенной: по данным RAMR, в 2017 году 49,7% грузовиков массой свыше 6 тонн принадлежало физическим лицам.
На войне все средства хороши
Между ведущими автотранспортными компаниями усиливается конкуренция. Борьба за клиента становится особенно ожесточенной в «первой десятке», где в ход идут все возможные способы – начиная с агрессивных рекламных кампаний и заканчивая техническими ноу-хау вроде веб-камер, размещенных на кузове грузовика и позволяющих клиенту наблюдать процесс доставки в прямом эфире. Грузоотправители, впрочем, остаются довольно консервативными: наиболее важными факторами для них остаются стоимость, надёжность и скорость доставки.
Решающее значение при выборе перевозчика чаще всего играет именно скорость доставки. По данным исследований, именно она является ключевым параметром, влияющим на удовлетворенность клиента логистической компании.
Особенно важна скорость доставки при перевозках грузов для интернет-магазинов: согласно исследованиям Rakuten Intelligence, даже небольшие западные ритейлеры, сумевшие минимизировать сроки доставки и опередить по этому показателю крупнейших игроков вроде Amazon, успешно выдерживают конкуренцию с гигантами и активно развиваются.
Впрочем, в других сферах экономики скорость доставки играет не меньшее (а порой и большее) значение.
Ведущие российские автоперевозчики имеют обширные автопарки и развозят грузы по всей территории страны. Казалось бы, сроки доставки на одинаковых маршрутах у перевозчиков из первой десятки должны быть примерно одинаковыми. На деле всё не так просто: разница в сроках на определенных маршрутах у транспортных компаний, обладающих сопоставимыми автопарками, может оказаться весьма существенной.
До трёх недель и более
Маркетинговое агентство «КИТ» провело исследование и проанализировало сроки доставки на 26 маршрутах у шести крупнейших транспортных компаний России. Результаты исследования оказались неожиданными: сроки очень сильно разнятся.
К примеру, компания «Энергия» обещает отвезти груз из Москвы в Красноярск за 15-21 день, «Байкал-сервис» выполнит эту задачу за 8-10, а «ГлавДоставка» за 8-11 дней.
Велик разброс и на маршруте «Москва-Абакан»: «ГлавДоставка» обещает довезти груз за 9-10 дней, «Байкал Сервис» за 10-12, а «Энергия» за 9-17 дней.
На менее протяженных маршрутах разница не так заметна. Например, из Москвы в Челябинск «ГлавДоставка» довезёт груз за 3-5, «Кит» за 3-6, а «Энергия» за 4-7 дней.
Впрочем, даже на одном из самых простых маршрутов «Москва – Санкт-Петербург» у некоторых перевозчиков могут возникнуть проблемы.
Максимальный срок доставки у компаний «Энергия», «Байкал Сервис» и «Кит» на этом маршруте составляет 5 дней. «ГлавДоставка» обещает уложиться за 3 дня, а «ПЭК» и «Деловые Линии» - за 48 часов. На другом популярном маршруте «Москва – Нижний Новгород» наилучший результат показывают «Деловые Линии» (от 1 до 2 дней); неплохо показывает себя «ПЭК» (2-3 дня).
В общем зачете побеждает «ГлавДоставка»: на 23 маршрутах из 25 эта компания предлагает лучшее минимальное и максимальное время доставки.
Почему так долго?
Результаты исследования показывают, что крупнейшим игрокам рынка есть к чему стремиться. Удивительно, но компании с большими автопарками могут везти груз из столицы в другие города России до 3 недель. Причинами затянутых сроков могут быть неоптимизированные логистические процессы в региональных представительствах. Отсутствие клиентской базы в удаленных областях заставляет логистов «копить» сборные грузы, чтобы не отправлять полупустой транспорт, не работать в убыток. Такая тактика выглядит экономически оправданной, но не способствует привлечению грузовладельцев: для многих из них сроки доставки являются определяющим фактором при выборе перевозчика.
Необходимость соблюдения режима труда и отдыха водителя также влияет на скорость доставки. Водитель большегруза, согласно букве закона, может работать не более 56 часов в неделю. В свете этого ограничения, а также из-за стечения различных обстоятельств (неблагоприятных погодных условий, пробок на дорогах) рейс из Москвы в удаленные регионы страны может затянуться на 10 и более дней. Решением этой проблемы может стать работа двух водителей, попеременно управляющих большегрузом. Сегодня в России такая практика не очень распространена – в первую очередь из-за двойных расходов на оплату труда водителей.
Данные, приведённые агентством «КИТ», позволяют предположить, что именно сокращение сроков доставки станет одним из главных трендов для отрасли в ближайшие годы. Как оптимизировать логистические процессы и ускорить доставку в удалённые регионы? Перевозчикам, претендующим на звание ведущих транспортных компаний России, придётся найти ответ на этот непростой вопрос.
Материалы исследования предоставлены маркетинговым агентством КИТ и актуальны на момент публикации