Рост цен после новогодних праздников – явление, знакомое не только логистам. Впрочем, наступающий 2019-й станет для перевозчиков особенно затратным. На что им придётся раскошелиться и чего они ждут от нового года?
Самые главные перемены, которые окажут существенное влияние на рынок автомобильных грузоперевозок, связаны с ростом налогов, сборов и цен на топливо и другие рсаходные материалы.
Тариф «Платона» проиндексируют
Правительство планировало проиндексировать тариф нелюбимой перевозчиками системы в июле 2018 года, однако за несколько дней до индексации Минтранс отложил её, объяснив своё решение стремлением «…усилить контроль за нарушителями и только потом рассматривать изменение тарифа».
Контроль за нарушителями был передан Ространснадзору, и штрафы посыпались как из рога изобилия. С августа по октябрь «Платон» ежемесячно ставил рекорды по количеству зарегистрировавшихся перевозчиков: ездить без бортового устройства стало невыгодно. Иными словами, Минтранс своего добился.
Ожидается, что тариф «Платона» будет проиндексирован 1 июля будущего года.
НДС поднимут до 20%
Дмитрий Медведев анонсировал повышение НДС до 20% в июне этого года. Он поспешил успокоить граждан и подчеркнул, что льготы по социально значимым товарам и услугам будут сохранены. Однако седельные тягачи, полуприцепы, запчасти для грузовиков и горюче-смазочные материалы к таковым не относятся, поэтому перевозчикам стоит подготовиться к росту цен практически на всё, что необходимо для их работы.
Цены на топливо вырастут
Первым ударом по ценам на топливо станет повышение НДС. Вторым – увеличение акциза в 1,5 раза. Оба удара будут нанесены 1 января 2019 года.
В октябре Счетная палата предупредила, что рост цен на топливо, вызванный повышением акциза и НДС, может стать достаточно резким, правда конкретных цифр так и не назвала.
Эксперты прогнозируют рост цен не только на бензин и «дизель», но и на газомоторное топливо. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев уверен, что цены на эти виды топлива будут расти пропорционально: такая тенденция, по словам эксперта, наблюдается в западных странах. Насколько он прав – покажет время.
Весовой контроль ужесточат
Пока судьба федеральной автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) не решена. Еще не ясно, кто займется её разработкой и внедрением, однако претендентов хватает. Недавно стало известно, что пилотная зона АСВГК может быть запущена в третьем квартале будущего года – об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. Предполагается, что пилотный проект будет действовать 3 месяца.
И хотя никакой конкретики пока нет, уже сейчас понятно, что в обозримом будущем контроль за весом грузовиков будет усилен.
Налоговые льготы могут отменить
Пользователи системы «Платон» имеют право вычесть из транспортного налога сумму, потраченную на проезд по федеральным трассам. Это налоговое послабление действует на основании ст. 2 закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ, который, помимо всего прочего, обозначает период действия льготы: он заканчивается 31 декабря текущего года. Поэтому в 2019 году вычесть сумму, уплаченную за «Платон», из транспортного налога будет нельзя – если, конечно, правительство в ближайшие дни не продлит срок действия льготы.
В отдалённой перспективе
Еще один законопроект, который может существенно усложнить жизнь небольших компаний, предполагает создание единого реестра перевозчиков. Хочешь возить грузы? Будь добр, регистрируйся в реестре.
Известно об этом законопроекте немного: родился он в недрах Торгово-промышленной палаты, где активно обсуждается. По словам президента палаты Сергея Катырина, создание реестра позволит обелить рынок и благотворно скажется на конкуренции. О требованиях, предъявляемых к перевозчикам, пока ничего не известно: хочется верить, что в случае принятия они не будут слишком строгими и не приведут к массовому исходу «частников» и небольших транспортных компаний.
Другое нововведение, которое усложнит жизнь водителям-«одиночкам» - это налог для самозанятых граждан. Точное число дальнобойщиков, работающих на себя и не зарегистрированных как ИП, неизвестно. Известно, однако, что их довольно много: около 50% большегрузов в России принадлежит физическим лицам.
Принятый Госдумой законопроект предполагает, что самозанятые перевозчики должны будут зарегистрироваться в специальном приложении и перечислять ФНС от 4% до 6% от своего дохода. В будущем году налог будет введёт в пилотном режиме в 4 регионах России. Эксперимент будет длиться 10 лет – до 2028 года. Но не исключено, что налог будет распространен по всей территории страны гораздо раньше.
Кому сейчас легко?
Грядущие изменения могут стать особенно ощутимыми для небольших перевозчиков и компаний, не брезгующих «серыми» съемами. Для последних «выход из тени» может стать особенно затратным. А вот для крупных компаний, работающих «вбелую», изменится немногое.
- «Качели» в экономике страны, конечно, мешают отрасли. Но мы настроены оптимистично, - рассказывает генеральный директор «ТЛК-Групп» Роман Богатырев. – В этом году мы открыли 8 представительств в разных регионах России, в будущем планируем открыть не менее 15.
Несмотря на экономическую турбулентность, объем автомобильных грузоперевозок растёт. По данным Минтранса, в первом полугодии 2018 года он увеличился на 1,8%, при этом крупные и средние предприятия нарастили объём перевозок на 6,4%. Это неудивительно: «частникам» непросто выдерживать конкуренцию с компаниями федерального уровня, обладающими филиалами в регионах. Поэтому грузооборот таких компаний, как и их выручка, растёт.
- В условиях «кризисного» рынка мы часто сталкиваемся с неплатежеспособностью наших контрагентов. Мы стараемся всегда идти навстречу нашим клиентам и предоставляем им дополнительные отсрочки по платежам, но зачастую приходится получать свои деньги через суд. Но несмотря на трудности, год для нас был удачным: оборот компании удалось увеличить втрое, - подводит итоги Роман Богатырев. – Вся прибыль была инвестирована в долгосрочное развитие.
На что потратить деньги?
Одним из основных трендов будущего года станет цифровизация. Телематика, мониторинг транспорта, электронный документооборот – все эти термины уже давно знакомы логистам. И в этом случае преимущество получают крупные компании, обладающие достаточными средствами для внедрения высокотехнологичных решений.
Расширение географии перевозок может стать еще одной доминирующей тенденцией. Введение нового порядка перевозок между Россией и Китаем приведет к появлению новых направлений на востоке страны. Не менее активно развиваются международные автоперевозки в европейском направлении: крупные компании продолжат наращивать присутствие в западных странах.
- В Смоленске мы уже запустили «иностранный» отдел, который занимается международными перевозками и таможенным оформлением, - рассказывает Роман Богатырев. – Также в планах открыть представительства в США, Европе и странах СНГ.
* * *
Ожидания перевозчиков от наступающего нового года можно назвать смешанными. Небольшие компании и «частники» опасаются роста налогов и сборов и «закручивания гаек»: для некоторых из них эти меры действительно могут оказаться фатальными. В то же время крупные перевозчики смотрят в будущее с умеренным, но всё-таки оптимизмом.