В Алтайском крае нашли нестандартное решение проблемы плохих дорог: для этого 4 года восстанавливали грузоперевозки по рекам. За это время по воде перевезли больше 3 млн грузов — столько не смогла бы увезти и сотня тысяч грузовиков.
У речников «появился смысл»
«С 2015 года грузооборот моего флота увеличился на 400%", — рассказывает Виктор Франк, директор «Бийского речного порта». Пять лет назад он возил грузы баржами только в пределах наукограда — в Барнаул пути практически не было. Сейчас у него появилась возможность в течение 4 месяцев в году переправлять грузы по всей протяженности Оби в регионе.
Виктор Франк, директор «Бийского речного порта»:
Увеличились срок навигации и глубина речных путей. Теперь мы можем грузить больше и везти не на короткое плечо, а по всему краю. Рентабельность предприятия растет, отток специалистов приостановился, мы стали ремонтировать корабли и баржи. У меня и у работающих со мной появился смысл работать.
«Баржи на металлолом действительно уже никто не пилит», — подтвердил руководитель другого предприятия речной отрасли, попросивший не называть его имя в публикации.
Как этого удалось добиться
В 2015 году краевые власти подписали соглашение с:
- речными перевозчиками («Алтайречфлот», «Барнаульский речной флот» и «Бийский речной порт»);
- «Бийским гравийно-песчаным карьером»;
- администрацией Обского бассейна внутренних водных путей — федеральной структурой, которая должна следить за состоянием «речных дорог».
Стороны вскладчину финансировали дноуглубительные работы, чтобы привести речные пути в порядок. Это позволило карьеру отправлять большую часть своей продукции в Барнаул и другие точки Алтайского края не автомобилями, а баржами.
За 4 года участники соглашения инвестировали 185 млн рублей. В первый год карьер и перевозчики выделяли по 4,4 млн рублей, потом долю бизнеса сократили вдвое, потому что ему предстояло еще и восстанавливать баржи и теплоходы, отметил врио начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству региона Дмитрий Коровин.
В итоге сроки навигации, когда судам на пути из Бийска в Барнаул гарантирован «коридор» глубиной 1,4 м и шириной 40 метров, за четыре года расширились с 75 до 120 суток в году.
Почему реку пришлось реанимировать
В середине 1980-х годов по Оби и Катуни в Алтайском крае возили до 7 млн тонн грузов ежегодно. Но за 30 лет этот объем упал в 14 раз. Отрасль деградировала: барж, теплоходов, земснарядов становилось меньше.
Речники укрепляют дно Катуни
К 2014 году иссякло и без того скудное финансирование дноуглубительных работ из федерального бюджета. А без этого значительная часть Оби непригодна для грузового судоходства: если в сторону Камня-на-Оби от Барнаула глубина достаточная, то в другую сторону река широкая и мелкая. Чтобы там могли ходить грузовые баржи и теплоходы, нужно постоянно углублять дно и проводить другие путевые работы.
Сколько и каких грузов стали возить
Все четыре года, что действовало соглашение, объем грузоперевозок рос. Если в 2015 году в Алтайском крае по реке переправили по воде в общей сложности 543 тыс. тонн, то в 2018 уже 922 тыс.
В общей сложности за 4 года рекой перевезли 3,1 млн тонн грузов. Из них, по оценке регионального минтранса, 2 млн удалось переориентировать с автодорог. Если учесть, что одному грузовику разрешено брать на борт до 26−28 тонн груза, то на трассу Бийск-Барнаул за эти годы не вышли примерно 74 тыс. фур.
Грузоперевозки по Катуни
Дмитрий Коровин: врио начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству региона:
При том мы убрали их в период навигации, а значит и в туристический сезон, когда движение более плотное и грузовики сильнее мешают рядовым автомобилистам.
В структуре перевозок доминирующую долю занимают инертные материалы с карьеров из Бийска и Камня-на-Оби. В основном их используют для строительства дорог и железобетонных изделий. Песок и щебень везут не только в Барнаул, где компания «Грузовой терминал Обь» развивает причал в поселке Восточный (восстановила три крана, пути, весы). Перевалку грузов также возобновили в Усть-Пристаньском, Калманском и Шелаболихинском районах.
Дмитрий Коровин: врио начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству региона:
В 2018 году ремонтировали дороги в Усть-Пристаньском районе. По воде удалось доставить туда строительные материалы по кратчайшему пути (около 120 км — прим. ред.). На автомобилях везти пришлось бы по двум федеральным трассам через Барнаул (примерно 350 км — прим. ред.).
Дмитрий Коровин отметил, что интенсивное движение грузовиков, особенно с перевесом — одна из причин быстрого разрушения трасс.
«Таким образом вкладывая миллионы в реку мы экономим миллиарды на ремонте дорог»,
— резюмировал собеседник.
Гендиректор компаний «Бийский гравийно-песчаный карьер» и «Малютинский каменный карьер» Алексей Андронов рассказал, что если в 2015 году его предприятие отгружало водой только 4% от общего объема своей продукции, то в 2018 году этот показатель составил уже 26%.
Алексей Андронов, гендиректор компаний «Бийский гравийно-песчаный карьер» и «Малютинский каменный карьер»:
Мы стараемся по максимуму использовать возможности флота. Во-первых, удобнее загрузить одну баржу, чем привлечь сотню грузовиков. Во вторых, такой способ доставки позволяет нам приобрести новых потребителей: некоторым партнерам неудобно было брать нашу продукцию в Бийске, им проще забрать его с причала в Барнауле.
Постепенно речной инфраструктурой стали интересоваться и другие грузоотправители, говорит Дмитрий Коровин. Баржами стали возить лес, зерно и уголь. Это дешевле, чем автотранспортом, особенно с учетом того, что власти ужесточают контроль за перевесом грузовиков.
Большегрузы на дороге
Какова экономика перевозок по реке
Все опрошенные altapress.ru называют речной транспорт самым дешевым. Для него не придумали системы «Платон» (взымает с грузовиков плату за проезд по федеральным трассам), штрафов за перегруз и других ограничений, которые вводят для автотранспорта.
Виктор Франк рассказал, что если
автомобильные перевозчики берут 3 рубля за тонно-километр, то у речников тариф почти вдвое ниже: 1,6 рубля.
Но для грузоотправителя выгода не такая большая, ведь в порту груз необходимо перевалить на грузовики. В итоге выходит, что делая выбор в пользу речного транспорта, отправители экономят в среднем до 10% затрат на транспортировку.
Виктор Франк, директор «Бийского речного порта»:
При этом зарабатывает речной транспорт, порты и — главное — снижается нагрузка на дороги. То, что вкладывают в речные пути — мизер по сравнению с суммами, которые тратят на ремонт автомобильных дорог.
Что будет дальше
Соглашение о развитии речных грузоперевозок было рассчитано до 2018 года. На 2019−2021 годы стороны планируют подписать новое. Сейчас они согласовывают объемы финансирования. В частности, обсуждают серьезные капвложения в Катунь (на ее берегу находится БГПК). На ней требуется построить несколько направляющих дамб и укрепить берег. Это позволит в дальнейшем реже углублять дно. Стоимость проекта ориентировочно 150−200 млн рублей, сообщил Дмитрий Коровин.
Виктор Франк говорит, что если в рамках нового соглашения удастся увеличить период навигации хотя бы до 5 месяцев (в советский период он доходил до полугода), то он рассмотрит возможности обновить и расширить флот. Уже сейчас он задумывается над тем, чтобы восстановить пассажирские перевозки по реке в Бийске.