← Дороги, инфраструктура

«Просто зарабатывают на дорожных нарушениях». Правительство решило отобрать камеры фиксации у частников

РИА «Новости»

Вице-премьер правительства России Максим Акимов заявил, что в течении ближайших 5-6 лет системы фиксации нарушений на дорогах должны перейти под контроль государства. Сейчас большинство камер в стране установлены бизнесом в рамках государственно-частного партнерства.

Камерный бизнес

Возможность организации системы видеофиксации в различных регионах за счет бизнеса появилась после поправок в закон об автомобильных дорогах, принятых в 2016 году. Вместе с рамками для сбора платы с большегрузов системой «Платон» камеры стали обязательными элементами благоустройства.

Однако до этого регионы уже пытались пригласить частный бизнес для организации системы фиксации нарушений на дорогах. В 2015 году такую попытку предприняли в Удмуртии. Но тогда республиканское управление ФАС признало концессию незаконной, а после выиграло судебный иск. Соглашение аннулировали.

Обустройство одной камеры обходится в 500 тысяч рублей. Итоговая сумма для региона просто неподъемная. И это при условии, что система появляется на дороге самого субъекта. В случае, если камеру нужно установить на участке федеральной трассы, то регион просто не может направить на это деньги, так как это будет воспринято, как нецелевое использование средств.

В этой связи регионы обратились за помощью к частному бизнесу. По соглашению концессии, предприниматель устанавливает камеры фиксации нарушений на тех участках, где скажет ГИБДД, следит за их исправностью и получает за это процент или конкретную сумму с каждого оплаченного нарушителем штрафа. Остальные средства идут в бюджет региона, а зафиксированные нарушения в Госавтоинспекцию.

В среднем договор рассчитан на 12 лет с обязательной передачей в региональную собственность системы по истечении срока контракта.

Такая практика действует по всей стране.

Как сообщил «Коммерсант», в Москве около 500 камер «Автоураган» принадлежат компании «Алагер». ЦОДД арендует их по государственному контракту и получает через них информацию о нарушениях. В Татарстане по такому же принципу работают комплексы «Автодория».

Изначально системы фиксации штрафов устанавливали в качестве меры для снижения количества аварий. Но концессионеры превратили камеры в способ дополнительного заработка, устанавливая их таким образом, чтобы чаще снимать нарушения.

Денежный поток

Вице-премьер Максим Акимов в беседе с РБК заявил, что «камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят». Он пояснил, что концессионер в большинстве случаев меняет главный принцип, по которому система фиксации нарушений устанавливается на дороге: он хочет, чтобы нарушали больше, так как денежный поток становится главной целью.

Для того, чтобы изменить существующую систему власти не готовы пойти на расторжение концессионных соглашений и пока бизнес останется в этом секторе. Но в ближайшие пять-шесть лет вся система видеофиксации нарушений должна полностью перейти под контроль государства. Как это будет происходить вице-премьер не объяснил, но отметил, что государство должно обеспечивать базовые права граждан, не обращая внимания на расходы.

В Минтрансе пояснили, что часто камеры устанавливают в тех местах, где часто происходят нарушение правил дорожного движения без аварий. Таким образом частник получает свой стабильный процент от штрафов. При этом в местах, где происходят серьезные аварии камеры просто отсутствуют.

Госавтоинспекция сообщила, что в России насчитывается 10,8 тысяч стационарных и 3,9 тысяч передвижных комплексов фиксации нарушения правил дорожного движения. В прошлом году количество постановлений об административных правонарушений на основании материалов с камер составило 106 миллионов или 82,7% от всех вынесенных постановлений.

В ведомстве отметили, что в местах, где стоят камеры, общее количество дорожных происшествий снизилось. Также удалось ликвидировать более 1,3 тысяч аварийных участков.

Порядка будет больше

Юрист из коллегии правовой защиты Марат Бикбов в беседе с «360» заявил, что видео- и фото- фиксация нарушений, как доказательство для возбуждения дела является способом государственно-административного принуждения, поэтому должна полностью контролироваться властями.

«Я вообще против того, чтобы передавать такие вещи в частные руки, особенно, которые связаны с привлечением к ответственности в таком упрощенном режиме. Это должно быть только в руках должностных лиц, так как у них другая доля ответственности», — пояснил он.

По его мнению, после передачи системы видеофиксации на дорогах под государственный контроль «порядка будет больше».

«Если ГИБДД будет отвечать за эту камеру и не будет позволять, зная об ответственности, каким-то образом фальсифицировать доказательства с помощью этой камеры — то это будет хорошо, а частное лицо этой ответственности не совсем подлежит. И поэтому имеет возможность злоупотреблять», — подчеркнул он.

Автоэксперт Юрий Антипов заявил, что частник в принципе не заинтересован в организации безопасности на дорогах. Камера для него исключительно способ получать стабильный доход.

«У нас они ставят камеры за поворотами после знаков и, видя нарушения, начинают штрафовать. Они заинтересованы не в безопасности, а во взимании этих штрафов», — подчеркнул он.

При этом эксперт заявил, что наличие систем видеофиксации на дорогах проблему с авариями не решает, так как все водители уже знают, где стоят камеры, и соблюдают в этих районах правила дорожного движения.

Анатолий Минкин